1. *Фост Ольга (fost.olga.j@gmail.com) 2015/06/19 16:09
[ответить]
Дорогая Мария, спасибо Вам пребольшущее - как всегда, изящно, интересно, познавательно, задумывающе!
2. М. Ровная (mr42103@rambler.ru) 2015/06/25 08:25
[ответить]
>>1.Фост Ольга
Спасибо Вам, дорогая Ольга, что заглядываете в мою пустынь.
3. Дарья (dra_kn@mail.ru) 2015/08/22 10:15
[ответить]
заступлюсь за Таис.
1. насчет перегара
Если следовать тексту Ефремова, то перед ночной поездкой на холм Пирея (причем, планируется плыть - в тексте точных слов нет, но по контексту - на лодке) Таис и Эгесихора говорят о ПОЗАВЧЕРАШНЕМ симпосионе
(в тексте, выложенном на Литмире - страница 9, ближе к концу страницы http://www.litmir.co/br/?b=205106&p=9 ). Кроме того, крепость виноградного вина - 10-12 градусов ; к тому же - его было принято пить разбавленным; а напиваться допьяна - наоборот, было НЕ_принято ("недостойно и не подобает", (с), из совсем другой книги).
Так что вряд ли перегар мог быть (даже легкий).
2. насчет косметики
снова по тексту книги. На встрече с Александром и его товарищами (Птолемеем, Гефестионом, Неархом), на которой Таис, можно сказать "работает по специальности" - ни рот, ни глаза Таис не были накрашены (в отличе от другой гетеры - Наннион), а на лице не было пудры http://www.litmir.co/br/?b=205106&p=5
это мое личное мнение - но я считаю очень странным использование косметики в ночной прогулке по морю - тогда как в более уместном случае - косметика НЕ используется.
Особенно - учитывая, что прогулка была, в числе прочего, по морю (иначе почему они утром причаливали) http://www.litmir.co/br/?b=205106&p=10
3. о низенькой пышечке
цитирую кусок текста, где Таис объясняет дочери, что должна уметь гетера:
" Еще ты должна увлекаться атлетикой, такой, в которой сможешь соперничать с мужами. Я, например, считаюсь хорошей наездницей и еще лучше плаваю, тут я могу поспорить с любым мужчиной." (конец цитаты, http://www.litmir.co/br/?b=58117&p=115 )
Я согласна, что Таис может выглядеть "низенькой пышечкой" , поскольку она невысокого роста, и у нее пышные формы, но при этом - у нее должна была быть спортивная фигура (не перекачанная, но и без излишков жира)
4. М. Ровная (mr42103@rambler.ru) 2015/08/26 13:34
[ответить]
>>3.Дарья
Странная дискуссия. Я говорю, что написала бы другую книгу, где всё не совсем так (или даже совсем не так), как у Ефремова, Вы возражаете: нет, у Ефремова было не так. Разумеется. До такой степени не так, что в моём предполагаемом тексте не было речи о ночной морской прогулке, и симпосион был не тем, о котором вспоминали Таис и Эгесихора. Надеюсь, Вы не считаете, что Таис побывала на одном-единственном симпосионе и лишь раз в жизни посетила рынок рабов? Надеюсь также, Вы не считаете роман Ефремова документальным текстом, достоверным свидетельством о реалиях Эллады четвёртого века до новой эры и подлинной биографией женщины, о которой историкам известно лишь, что она была афинянкой, содержанкой Александра, а потом второй женой Птолемея Лагида?
Ефремов написал роман, используя исторический материал в своих художественных целях. Автор сам рассыпал по тексту подсказки, что перед читателем - вымысел. Например, в мире романа на пирушках вместо авлетрид поют и танцуют гетеры, коим это было не по чину; в храме Реи-Кибелы, сваленной в одну кучу с Иштар, служат женщины, а не жрецы-кастраты; скульпторы обсуждают статую, созданную через двести лет после их смерти. Утверждения, будто гетера не пользовалась косметикой и не пила неразбавленного вина, тоже оставим на совести автора. Мы не знаем, как выглядела реальная Таис Афинская, и история не оставила упоминаний о скульпторе, озаботившемся созданием её портрета - пусть и не сохранившегося. Вполне возможно, она была совершенной красавицей. А может, и нет. Но в любом случае вряд ли стала бы пренебрегать макияжем. Это для нас, детей христианской культуры, косметика - суетная подделка природной красоты; для эллинов украшение лица и тела было столь же естественным, как омовение и гимнастика. Да и профессия требовала. Хорошие греческие вина делали из подвяленного винограда, почти изюма, часто добавляли в них мёд и ароматические травы; получался густой, как сироп, ликёрный вермут крепостью 15-17 градусов. В жарком субтропическом климате пьянели от него быстро. Поэтому, конечно, было хорошим тоном в течение трапезы разбавлять его, чтобы достичь лишь лёгкой эйфории, неразбавленное же вино пили в завершение (вполне достаточно, кстати, для выхлопа). Об этом пишет Афиней в 'Пире мудрецов': 'Несмешанное вино, подаваемое в конце обеда в честь Благого Бога, пьют понемногу, просто чтобы вкус его напоминал о силе вина и о даре бога. Подают его нарочно после насыщения, чтобы выпить меньше. Берут его прямо со стола и трижды воздают честь богу'. Но, надеюсь, Вы не считаете, что правила хорошего тона соблюдаются неуклонно, всеми и всегда? Эллины пили вино и 'по-скифски', не разбавляя, и устраивали соревнования, кто больше выпьет, и напивались в хлам, о чём свидетельствуют, например, упоминание о смерти с перепою сорока участников подобного соревнования, устроенного Александром Македонским, или известный килик с росписью 'Последствия симпосиона': http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/474/474924/orem216a.jpg
И дамы не уступали в пристрастии к неразбавленному вину мужчинам, свидетельством этому - не только истории о вакханках, но и вполне благопристойные героини 'Комедии о Лисистрате'.
По одной из версий, и персидскую столицу сожгли по пьянке. Есть, впрочем, и другие, объясняющие поджог стратегическими планами Александра. Таис упоминается далеко не во всех версиях. Достаточно полная их подборка собрана здесь: http://www.abhoc.com/arc_vr/2000_03/23/
Не совсем понятно, почему Ефремов сделал Таис наполовину критянкой. Может быть, он был очарован крито-минойской культурой и критским типом внешности, совпадающим с его собственным идеалом красоты. А может быть, этой чужестранностью в какой-то мере оправдывал Таис. Ведь если взглянуть непредвзято - женщина, которая стала любовницей врага, захватившего её родину, отправилась с вражеской армией в военный поход, не гнушаясь зрелищами кровавых боёв, верховодила в оргии разгорячённых убийствами и вином победителей и спровоцировала их уничтожить шедевр покорённой культуры, а после отставки у покровителя, не растерявшись, окрутила его молочного брата, была, несомненно, умной и обольстительной, но дрянью.
Что же до 'пышечки' - Вы сами признаёте, что Таис в описании Ефремова можно так назвать Какие ко мне претензии? Разве я утверждала, что пышные формы исключают тренированную мускулатуру?
Кстати, это не только и даже не столько мой взгляд на Таис, сколько первых иллюстраторов романа - Бойко и Шалито. Их изящная графика украшала первую публикацию романа - ещё журнальную, в сокращённом виде (книгу с полным вариантом я прочла намного позже). По-моему, они прекрасны: http://noogen.su/galerei/bsh.htm