8. *Литвинова Наталия (litvinova@e-mail.ru) 2006/01/16 01:39
[ответить]
Ответ Антону Раиру:
Наверное, в целом я с Вами согласна. И даже по поводу последнего вопроса, думаю, ЛфТ дает утвердительный ответ - достаточно вспомнить великомучеников, погибавших за веру. Ведь и Бесс умирает потому, что верит, хотя, умирая, впервые усомнилась.
7. Антон Раир (Анатолий) (aprilcity@mail.ru) 2006/01/16 01:22
[ответить]
>>6.Литвинова Наталия
> Мне кажется, Ларс фон Триер строит свой фильм именно на этой антитезе. В конце концов, каждому дастся по его вере. Ян верит. Зачем ему иначе понадобилось бы выкрадывать тело Бесс? И Бог принимает эту жертву. Кто же тогда дарует небесный перезвон
Именно на этой антитезе и строит. Вообще главная, быть может, его тема - та которую критики и публика, кажется, оставляют без должного внимания - это отношение истинного и поддельного в человеке. Он сам, своей деятельностью и своим творчество постоянно заставляет зрителя размышлять: правдив или подделен Ларс фон Триер как человек, правдив и искрен ли он в своих переживаниях, лгёт ли он нам, подсовывает ли подделку или нет. У меня постоянно возникают разногласия по этому поводу с друзьями. Но пожалуй в этом-то и искусство ЛфТ. Вот "Пять препятствий" - тоже вопрос, причём поставленный открыто вопрос к деятелям искусства, к Йоргену Лету лично (Й. Лет - датский документалист): лжёте ли вы, когда рассказываете о своей или чужой жизни людям, лжёте ли, искренно преподнося некоторые идеи при помощи искусства? Где грань между вашим искренним состраданием и позой моралиста?
Но боюсь, что сам ЛфТ не отвечает однозначно на этот вопрос... Он с хитрой усмешкой говорит: ну я спросил, а врать не буду. Хотя в "Рассекая волны" перезвон колоколов говорит многое. И говорит не меньше чем: по-крайней мере Бесс осталась собой и не лгала, не притворялась, не совершала подмен в своём внутреннем мире. Однако, мне кажется в фильме нет оценки со стороны внешней по отношению к Бесс морали (какой бы то ни было). Нет оценки и с точки зрения христианства. Есть лишь вопрос: ЭТОГО ЛИ ПРОСИЛ ОТ НАС ХРИСТОС?
6. *Литвинова Наталия (litvinova@e-mail.ru) 2005/12/07 12:36
[ответить]
Ответ Раиру Антону Анатольевичу:
В фильме "Рассекая волны" Триер заявляет конфликт между подлинной и мнимой верой, как мне кажется. Знаете, в какой конфессии больше всего сект? Вот-вот! А все секты, думается, претендуют на владение истиной в последней инстанции и забывают об основе христианства: возлюби врага своего, как себя самого (я уж не говорю о Моисеевой истине: возлюби ближнего своего). За внешними атрибутами сектантов, как правило, нет ни веры, ни тепла человеческого, ни умения прощать - только снобизм и жестокость. Мне кажется, Ларс фон Триер строит свой фильм именно на этой антитезе. В конце концов, каждому дастся по его вере. Ян верит. Зачем ему иначе понадобилось бы выкрадывать тело Бесс? И Бог принимает эту жертву. Кто же тогда дарует небесный перезвон?
5. *Раир Антон Анатольевич (aprilcity@mail.ru) 2005/12/07 02:12
[ответить]
В самом деле многие христиане (верующие) не любят Триера, считают его по-настоящему анти-христианским или, во всяком случае, сугубо не христианским автором. И я вынужден присоединится к ним, потому что несомненно талантливый датчанин в самом деле переворачивает идеи христианства с ног на голову. Чтобы окончательно в этом убедиться посмотрите Догвилль.
Триер скорее Мефистофель или оступившийся Фауст в искусстве. Он играет моделями моральных ситуаций выбора. Выздоровление Яна в "РВ" - шутка, издёвка экзистенциалиста. Это - явное совпадение. И Триер, мне кажется всё сделал, чтобы показать что это, если и не совпадение, то очень жестокая шутка над сломанной душой Бесс.
Впрочем мнимый свет в фильме есть, как есть он и в "Танцующей"... Фильмы - великолепны. И правда - идиотизм ситуации, абсолютная парадоксальность поступков Бесс и Сельмы действительно похожи на христианское самоотвержение. Как Христос сказал: потерявший душу во имя моё - спасётся, а сохранивший - погибнет...
Бесс идёт на крайнее - абсолютно неадекватную ситуации жертву, никак не связанную с болезнью Яна. И быть может это и хотел сказать Христос: не пытайтесь меня понять, но только делайте во имя моё... ????
Это вопрос.
4. Гурболиков Владимир Александрович (gurbol@mail.ru) 2003/02/25 23:23
[ответить]
Рецензия посвящена нескольким произведениям, но я смотрел только "Рассекая волны". Мне было очень интересно прочесть эту рецензию, и я, Наташа, буду искренне рад, если Триер ДЕЙСТВИТЕЛЬНО желал сказать своим фильмом то, о чём Вы пишете. Был бы рад - хотя разделяю полностью всё, сказанное Еленой Березиной и, кроме того... я все же не уверен в этом добром желании режиссёра. Да и недаром поговорка есть - о благих намерениях.
В этой связи, мне сразу вспоминается фильм (как же его поприличнее написать-то?) "...ый Омоль", помните? Кино очень реалистическое, о том, как не хватает ребятам, живущим в захолустном шведском городке, настоящей любви, дружбы и понимания, как скучна и уродлива их жизнь. Но что в итоге то? Что им дяди режиссёры предложили? Героини фильма объявили себя лесбиянками, они такие милые, живые, привлекательные, на фоне серой массы сверстников. Можно сказать, проникаясь замыслом режиссёра, что это такой их бунт, что они (как Катерина из пьесы Островского) тоже "луч света в тёмном царстве"... Но - на самом деле, что же хорошего совершилось-то? Что люди (особенно молодые ребята) поймут из увиденного? Какой вывод сделают?.. Фильм-то облагораживает то, что вовсе не выход, а обман!
А в фильме Триера вообще весь сюжет выглядит как пародия на реальность - несмотря на все новаторски-реалистические приёмы съёмки. Перед нами НЕ христиане. (И, кстати, НЕ современные, очень либеральные, европейцы). Девушка разговаривает НЕ с Богом. Своего мужа она НЕ спасает - потому что подлинное спасение вовсе не в том, чтобы ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ исцелить физически. И остаётся только один вопрос: режиссёр - наивный человек, который настолько далёк от всякой веры, особенно христианской, что просто запутался - или он хочет представить само христианство - мёртвым и обезбоженным?.. Хочет, чтобы люди перестали понимать, что такое подлинная жертва Богу?
Я этого не знаю.
Во всём фильме обиднее всего мне было за сестру главной героини, обычную, НОРМАЛЬНУЮ и любящую без истерии женщину. Вот О НЕЙ бы и снять фильм! Это был бы подлинный прорыв в европейском кинематографе - фильм о НАСТОЯЩЕМ человеке. О нём труднее всего и важнее всего было бы думать, книги писать и снимать фильмы. Его не надо выдумывать - но его так трудно ПОНЯТЬ...
С уважением,
Владимир
3. Леший Св (zak0lebal@yahoo.com) 2002/12/06 01:18
[ответить]
Фильмы не смотрел и книги не читал,а зашел ознакомиться... После прочтения этой статьи вряд ли будет желание смотреть и читать. Судя по тому что я у вас прочитал, человек не принимающий христианского бога ничего другого кроме ярмочного чуда не найдет в этих произведениях.
Я уважаю вашу Веру и воззрения, но что можно ли найти в этих произведениях что-то еще кроме христианства?
2. Литвинова Наталия (litvinova@e-mail.ru) 2002/11/26 02:50
[ответить]
>>1.Березина Елена Леонидовна
>Ох,Наташа!Как ужасно то, что Вы написали! Возможно(надеюсь!), я неправильно Вас поняла. У меня создалось впечатление, что Вы считаете, Бесс действительно беседовала с Б о г о м, что Б о г потребовал от этого невинного существа такой страшной жертвы - не просто смерти, но и поругания, растления души взамен на "чудо" спасения Яна. Да полно, с Богом ли она говорила? Такого злобного, жестокого Бога-изувера могут придумать только сами люди. И не одни палачи (есть массовые убийцы, уверенные, что вершат волю Бога), но и жертвы, чья "вера" с оттенком мазохизма. Фанатики калечат и истязают - морально и физически - себя и других, будучи уверенными, что этого хочет Бог. Поистине, "сон разума рождает чудовищ".
>Кстати, почему Вы пишете, что Бесс "не узнала", чем завершилось ее "деяние"? Вы же верите в бессмертие души? И в абсолютное, совершенное добро в "ином мире"? Ох, Наташа...
Леночка, Вы же знаете, что я верую. А как же Вы объясните чудо выздоровления Яна - разумеется, в контексте концепции фильма? Наташа.
1. Березина Елена Леонидовна (elena@berezin.org) 2002/11/25 12:30
[ответить]
Ох,Наташа!Как ужасно то, что Вы написали! Возможно(надеюсь!), я неправильно Вас поняла. У меня создалось впечатление, что Вы считаете, Бесс действительно беседовала с Б о г о м, что Б о г потребовал от этого невинного существа такой страшной жертвы - не просто смерти, но и поругания, растления души взамен на "чудо" спасения Яна. Да полно, с Богом ли она говорила? Такого злобного, жестокого Бога-изувера могут придумать только сами люди. И не одни палачи (есть массовые убийцы, уверенные, что вершат волю Бога), но и жертвы, чья "вера" с оттенком мазохизма. Фанатики калечат и истязают - морально и физически - себя и других, будучи уверенными, что этого хочет Бог. Поистине, "сон разума рождает чудовищ".
Кстати, почему Вы пишете, что Бесс "не узнала", чем завершилось ее "деяние"? Вы же верите в бессмертие души? И в абсолютное, совершенное добро в "ином мире"? Ох, Наташа...