В жизни Гюстава Флобера (1821 - 1880) можно найти те же элементы биографии, которые присутствуют, например, в биографиях Дюма-отца и Мопассана.
Родительская семья с репутацией.
Определенный уровень финансовой обеспеченности.
Литературные склонности будущего писателя в юности.
Забота со стороны матери.
Путешествия 'на Восток'...
Вместе с тем, в биографии Гюстава Флобера присутствует и определенная парадоксальность.
Если следовать традиционным стереотипам мышления, то человек, достигая определенного возраста, создаёт семью, в семье рождаются дети...
Гюстав Флобер был противником брака и в письмах к своей любовнице выражал активные протесты против рождения от него (и от неё) детей. Никакие события в его собственной семье, никакие примеры его родителей, Флобера к такой жизненной позиции не направляли.
Парадоксальность подобных убеждений в некоторой степени может быть объяснима особыми способностями человека. Например, Николай Пржевальский (1839 - 1888) в силу своего рода занятий - длительных путешествий - ощущал препятствия для вступления в брак. В некоторых типах общества, где, например, длительные морские плавания были привычными, вырабатывались культурные традиции, способствующие устройству личной жизни лицами, чья профессия предполагает длительное отсутствие. Но в России многие профессии были во времена Пржевальского относительно новыми, например, географ-путешественник-исследователь-организатор и участник экспедиций-автор книг о путешествиях...
Гюстав Флобер, если не желал, мог не отправляться в длительные путешествия, связанные с длительным отсутствием. Но подобные путешествия были приняты в кругу его друзей.
Несмотря на предчувствия и приметы, он отправился в путешествие 'на Восток' (1849 - 1852), согласившись с доводами одного из своих друзей.
Считалось правильным не только путешествовать, но и в период путешествий проводить время с разного рода женщинами. Нехорошие предчувствия Флобера в какой-то мере оправдались. В процессе путешествия он обнаружил у себя сифилис, и даже пытался вспомнить, от кого он заразился.
Любопытно, что путешествие было долгим, и один из походов Флобера в один из публичных домов сорвался - жрица любви пожелала предварительно осмотреть Флобера. Пришлось притвориться обиженным и покинуть под предлогом обиды заведение.
Одним из мотивов решения отправиться в путешествие было стремление накопить впечатления для литературного труда.
Как ни парадоксально, после путешествия 'на Восток' Флобер приступил к написанию 'Мадам Бовари'. Это была история о женщине, совершившей измену, жительнице провинциальной Франции.
Свобода женщины - это отдельная тема.
Вопрос не в 'свободе женщины', а в фокусе внимания.
Казалось бы, женская неверность - вовсе не главная тема для человека, болезненно ощутившего результат 'свободы нравов'.
Создавала ли книга эффект сочувствия к главной героине? Флобер получил множество писем от читательниц, которые узнали в героине себя. Как же они узнали себя, если они не совершали преступлений и не покончили с собой? Так были расставлены смысловые акценты... Логически рассуждая, если был эффект сочувствия, то был и эффект косвенного оправдания главной героини. Если рассуждать формально, в романе нет положительных героев.
Есть и другие темы в литературе, кроме женской измены. Например, воинские подвиги, полет в снаряде на Луну, путешествие по Миссисипи, или по другой реке, в компании друзей и собаки или без друзей и/или без собаки, и так далее.
Однако, именно женская неверность (возможно с эффектом сочувствия и косвенным оправданием) становится темой 'Мадам Бовари'.
Флобер был перфекционистом. Месяцы он тратил на подготовку 'совершенных' текстов объемом в несколько десятков страниц.
Однако без судебного преследования его книги, вряд ли бы 'Мадам Бовари' ждала широкая известность.
Как ни странно (если принимать во внимание число творческих людей того времени, пострадавших от свободы нравов, - один из перечней пострадавших приведен в книге 'Мопассан' Армана Лану), против обвинителей и в защиту книги Флобера выстроилась целая общественная коалиция. Были приведены аргументы в защиту свободы мысли и печати (других поводов для защиты свобод, видимо, не возникало).
Судебное преследование сделало книге 'Мадам Бовари' широкую рекламу, а Флобер вошел в число наиболее известных писателей Франции. Некоторые современники Флобера (например, братья Гонкуры) иногда с недоумением смотрели на Флобера...
Возможно, жизнь и творчество Дюма-сына были в некотором смысле были противоположны творческой позиции Флобера.
(При подготовке данной заметки использованы некоторые информационные элементы из книги Андре Труайя 'Гюстав Флобер').