Шульгин Николай : другие произведения.

Ослосуфизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ОСЛОСУФИЗМ как факт смыслового пространства родился из сочетания двух неотделимых друг от друга моментов: ПРАКТИЧЕСКОГО - деятельности на СИ Осла Ходжи Н. (плюс примыкающие ники-клоны) и ТЕОРЕТИЧЕСКОГО - осмысления этой деятельности Николаем Шульгиным, который предложил и сам этот термин, дав явлению ИМЯ и ПОНЯТИЕ, а значит - подлинно сознательную жизнь. Сразу же отметим, что ни в коем случае не следует ставить знак равенства между ОСЛОСУФИЗМОМ и множеством разнообразных форм самореализации С.А.Сечива, для коего Осел Ходжи Н. - лишь одна из масок, а ОСЛОСУФИЗМ - только один из вариантов такой самореализации. Забвение этого различия - вариант неправомерного отождествления "Я" автора и "Я" героя, давно отвергнутый литературой. В случае ОСЛОСУФИЗМА, однако, ГЕРОЙ ДЕЙСТВУЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕКСТА, НО В РАМКАХ ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ (через создание комментариев и контркомментариев по поводу текстов других). Это и приводит к систематическим искушениям отождествить героя - Осла и автора - Сечива. Но все дело в том, что маска Осла от реального автора Сечива практически перестала быть отделима. Он, очевидно, и есть на деле тот, каким представляет себя в комментариях. С другой стороны, он не стремится играть роль ослосуфия сознательно, как и змеиный яд вовсе не стремится быть лекарством. Так что ситуация выглядит гораздо интереснее и запутаннее, чем при классическом различении "автор contra герой".
Официально ОСЛОСУФИЗМ появился в полемике Осла Ходжи Н. и Шульгина в разделе Кончеева. Но значение феномена далеко выходит за рамки СИ. Если отвлечься от его возможных психологических мотивов и рассматривать по эмпирическому проявлению и осмыслению этого проявления, то суть здесь в следующем. ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ОСЛОСУФИЙСКОЙ АКТИВНОСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ МАКСИМАЛЬНО СНИЗИТЬ СТАТУС ТЕКСТОВ И ИХ АВТОРОВ, КОТОРЫЕ ОСЛОСУФИЮ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ КАК НЕЧТО "ЧУЖЕРОДНОЕ", - Т. Е. КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРИНИМАЕМОЙ ИМ В ДАННЫЙ МОМЕНТ СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИЛИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ КООРДИНАТ.
Из установки именно на МАКСИМАЛЬНОЕ снижение вытекает и способ такого снижения. Используются два "опускающих" лингвистических оператора - "ЭТО ФИГНЯ" и "НУ И ЧТО?". Особенности их применения в следующем.
1) Они применяются не только по отношению к текстам, но и по отношению к ИМЕНАМ АВТОРОВ ТЕКСТА, - что создает вполне верное представление, что они применяются и к самим авторам.
2) Они выражаются в самых разнообразных формах - от коротких междометий до целых абзацев-квазирассуждений, - что создает иллюзию их разнообразия. Однако их единственный практический смысл - создание у читателя установки "Это Фигня" или "Ну и что?" - т.е. "это ниже допустимой нормы" или "это хотя и допустимо, но тривиальность".
3). Они универсально применимы к чему угодно. Из этого факта универсальной объективной применимости вытекает очень важное
СЛЕДСТВИЕ:
ПЕРЕСПОРИТЬ ОСЛОСУФИЯ, ЕСЛИ ОН РЕШИЛ ПРОЯВИТЬ СВОЮ ОСЛОСУФИРУЮЩУЮ АКТИВНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ТЕКСТУ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ В РАМКАХ СОБСТВЕННОЙ ОСЛОСУФИЙНОЙ КОНТР-АКТИВНОСТИ. - Впрочем, такой спор может длиться, в принципе, бесконечно, пока не надоест одной из сторон.
ЛЮБОЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, ЭМПИРИЧЕСКИЙ ИЛИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ФАКТ, ВЫРАЖЕННЫЙ В ТЕКСТЕ (ВКЛЮЧАЯ ТАКОЙ "ФАКТ", КАК ИМЯ АВТОРА ЭТОГО ТЕКСТА), МОЖЕТ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ПРОЯВЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО СНИЖАЮЩЕЙ ОСЛОСУФИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ.
Например. Возьмем самый простейший, казалось бы неопровержимый факт, типа "Сейчас идет дождь" (когда он идет) и подвергнем его ослосуфирующему опусканию. - "Дождь, говоришь, идет? Ну и что? Часы тоже идут". Или "Фигня, дождь рано или поздно пройдет". Или "Не городи, как всегда, ерунду. Здесь он идет, а в другом месте - сухо. Там - настоящая жизнь. Туда надо". И т.п.
Другой пример.
"Я помню чудное мгновенье"
"Фигня. Чудных мгновений вообще не бывает. Ты просто неуч". Или "Ну и что? А я помню прошлогодний снег"
"Передо мной явилась ты"
"Фигня. Является черт во сне". Или " Ну и что? А передо мной явилась банка с пивом".
"Как мимолетное виденье"
"Фигня. Как может виденье быть мимолетным? Это все - мимо". Или "Ну и что? У всех свои виденья. Займите очередь".
"Как гений чистой красоты"
"Фигня. Полный бред. Гений - понятие интеллектуальное, а красота - эстетическое. Вот и видны чудовищные изъяны в образовании". Или " Ну и что? Если красота нечистая, пусть сходит в баню". И т.п.
Что и говорить о более сложных текстах! - Они могут быть "опущены" точно таким же образом - плюс художественное варьирование, как собственно-творческий момент деятельности ослосуфия. Классическая форма такой практики - разбиение ослосуфируемого текста на части - и соответствующие комментарии каждой из этих частей.
Роль ОСЛОСУФИЯ не субьективна (интерпретация с точки зрения момента в своих или чужих глазах), а объективна (интерпретация с точки зрения вечности). В глазах других он может быть "аферист, лжец, грязный клеветник, хам и провокатор" (цитата из Ольги Ляшенко). Или напротив - ни на какую особую мистику вовсе не претендующий "веселый хулиган", этакий "взрослый Вовочка" от избытка энергии. А с точки зрения теории информации ОСЛОСУФИЙ не кто иной как ДОДИК - ДИНАМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР ДЕСТРУКЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕКСТОВ. - В русском языке аббревиатура этого понятия выглядит каламбурно-юмористически. Но само оно совершенно адекватно и никакого "специфического юмора" не несет. - Это "юмор" самой жизни. Почему подобную активность можно назвать формой суфизма, то есть мистицизма (в его "восточно-ходжистской" окраске)? Потому что ее результатом является не только бытовой факт "опускания" одного текста с помощью другого текста, но и МИСТИЧЕСКИЙ факт приобщения (но отнюдь не всегда - вхождения) к ЗАТЕКСТУАЛЬНОЙ ПОДЛИННОЙ ЦЕННОСТИ НАШЕГО ВНЕ-АВТОРСКОГО "Я", - ЦЕННОСТИ, НЕСВОДИМОЙ НИ К КАКИМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСАМ В КАЧЕСТВЕ "АВТОРА".
Ослосуфий, что бы он сам ни думал о своей активности, объективно играет роль ПОМОЩНИКА В РОЖДЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. - ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЦЕННЫМ САМ ПО СЕБЕ, - Т.Е. ОБРЕСТИ СВОЕ ПОДЛИННОЕ "Я" - ХОТЯ БЫ МЫСЛЕННО ПОЖЕРТВУЙ ИПОСТАСЬЮ СВОЕГО АВТОРСКОГО "Я". - И тогда ты действительно родишься в мире подлинных ценностей, и обретешь настоящую, а не "статусную" свободу, - как бы предлагает он своей мнимой "жертве". Поэтому подвергнуться "снижающей" атаке ослосуфия - это ЗЛО в бытовом плане, но БЛАГО в плане бытийном, хотя сам ослосуфий не может считаться его сознательной причиной. Ведь и змеиный яд - это не сознательная причина здоровья. Поэтому главный ответ на главный вопрос "Как бороться с ослосуфизмом?" звучит так. - С ОСЛОСУФИЗМОМ НАДО БОРОТЬСЯ, ОДНОВРЕМЕННО БОРЯСЬ И С САМИМ СОБОЙ. И в то же время на почве взаимности отдавать ослосуфию подобающий мистический долг. - Поступать с ним так, как он поступает и с тобой, поскольку тем самым ты становишься ОСЛОСУФИЕМ ДЛЯ САМОГО ОСЛОСУФИЯ.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"