Шульгин Николай : другие произведения.

Солипсиста рвут на части злые бесы. Бастинда-5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЗЛОБНОЕ АНТИШУЛЬГИНСКОЕ Послание Бастинды по поводу эссе Шульгина "Солипсизм - крысоловка для демонов"


  

Глубокоуважаемый мессир Шульгин!

  
   Не сочтите чрезмерно навязчивыми наши комментарии Вашего творчества, ибо поистине редкое удовольствие - встретить рассуждения (а не тупую теологическую болтовню) по поводу нас в трудах светского мыслителя. В частности, Ваш афоризм "Солипсизм - крысоловка для демонов" представляется нам чрезвычайно изысканным ходом мысли (к таким мелочам, как сравнение нас с крысами и прочей малоприятной фауной, мы, разумеется, привычны).
   Многие занимались провозглашением или опровержением солипсистской позиции, но Вы, насколько нам известно, первый, кто заинтересовался вопросом, для чего она может быть нужна.
   Итак, если некий "фронтальный индивидуум" объявляет себя солипсистом, то его солипсизм фронтально выглядит именно так, как вы его охарактеризовали, т.е., мягко говоря, нелепо. Однако если взглянуть на солипсизм как на аллегорию, то картина может оказаться несколько иной.
   Далее для удобства изложения, я буду употреблять местоимение первого лица. Существует некая песенка, популярная в археологических кругах и начинающаяся следующими словами: Пусть я погиб под Ахероном, / Пусть кровь моя досталась псам, / Орел шестого легиона, / Орел шестого легиона / Все так же рвется к небесам.
   Песенка приведена здесь как наглядная иллюстрация того факта, что в некотором смысле я бессмертна и имя мне - легион. И именно эта ситуация является исходной для демона и человека как этапа в цепи инкарнаций. Идея же солипсизма в этом контексте может быть рассмотрена как некий, весьма любопытный, механизм мирового процесса.
   В случае самопровозглашения некоего индивида солипсистом, он оказывается в положении одержимого, упомянутого в Новом Завете и жившего, что характерно, "не в доме, а в гробах" (8 Лук.27). Впрочем, плачевное состояние этого субъекта обрисовано в писании достаточно красочно и потому как сетования г-на Кончеева, так и упоминание психушки Шопенгауэром вполне уместны.
   Но Вы, уважаемый мессир Шульгин, первым тонко подметили ускользнувший от внимания человечества нюанс: означенный одержимый был именно "крысоловкой" по отношению к бесам, а ощущения сработавшей крысоловки можно, несколько напрягшись, вообразить. Крайний эгоцентризм солипсиста выражается во вполне реальном "стягивании одеяла на себя" и закабаленные этим действием бесы реагируют на насилие вполне адекватно. И возникающие у индивида на этом этапе ощущение безграничности мирового зла и стремление к уничтожению мира психологически вполне объяснимы. Впрочем, это его проблемы.
   Более же интересно предположение, что Господь попустил существование солипсизма в интересах демонов (а может быть и людей).
   Демоны, составляющие легион, - они, конечно, твари те еще, но "орел легиона" - некое его коллективное бессознательное - все же "рвется к небесам". И что можно сделать в такой ситуации, исходя из великого милосердия божьего? Ну, например, применить следующую схему.
   Исходное положение - коллективное бессмертие в неограниченности бездны, ощущаемое демонами как вполне комфортное, вероятно, можно переломить только крайне дискомфортным пребыванием в "крысоловке", меняющим в силу непривычности страдания приоритеты демонов, которым на свободу хочется по-прежнему, а вот в бездну уже не хочется. "И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну" (8 Лук.31). Иисус Христос, судя по контексту, исполняет желание бесов и через некоторую переходную фазу (краткое пребывание их в стаде свиней, тут же погибающих, в отличие от бессмертного легиона) дарует им желаемую свободу, но уже не на демоническом (бездна) и не на обыденном (юдоль земная), а на некоем ином уровне.
   Упоминаемый текст писания - это аллегория: "бесы" - это сущности, мелкомасштабные по отношению к человеку, могущему их наловить. А "демоны" - это существа, скорее более, чем менее сомасштабные людям, а зачастую им просто тождественные. И "крысоловкой" по отношению к ним выступает упоминавшийся Вами и Вашим оппонентом "брахман", являющийся солипсистом более высокого уровня, но функционирующий по той же схеме и с теми же последствиями.
   И что, собственно, мешает предположить, что три столь несходные на первый взгляд позиции: "имя мне -легион" (мнение заурядного демона), "мир - мое представленье" (мнение продвинутого солипсиста) и что-то вроде "Первоначало - неотделимая и неразличимая от любого деятеля или субъекта этого мира сущность" (мнение мироздания о себе любимом) - это три отражения в зеркальном трельяже, "без радикального преодоления которых мы не сможем вступить в более высокие миры" (Н.Н. Шульгин). Но тогда следует предположить и то, что дверь для движения в указанном направлении есть только за этим трельяжем, а в обход не получится.
  

ОКОО "Ашторет"

От имени и по поручению

Бастинда-Гизи де Глемур


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"