Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Читая С.М.Тарга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 L67_2 Читая С.М.Тарга

   В текстах "Читая С.М.Тарга" речь идет о механике...
                                                                                                        ...человеческих отношений" 

Глава 1
Порядок чтения: дошли до сноски, пошли по сноске, возвратились из сноски, читаем дальше.

 1.   стр. 28. Разложение силы по двум заданным направлениям (7). Разложим заданную силу F по направлениям, параллельным данным прямым АВ и CD. (сила и прямые лежат в одной плоскости)(5)

2.  (a5)Общая мысль состоит в том, что если задана какая-то определенная сила (какое-то действие, событие), то отражение её действия может рассматриваться по отношению к любым прямым, то есть к прямым, произвольно расположенным на плоскости или в пространстве.  Далее, если мы имеем действие силы, то должны иметь ввиду не только действие силы, но и её отражение, а также её память. Например, если некоторое тело А действует на  тело В, то его воздействие вызывает напряжение как в теле А, так и в теле В, также изменение их форм. Теперь введем понятие действия силы (её памяти), которое выражается в том, в какой мере, в какой степени последствия действия силы отражаются на внутренней структуре тел (1) после того, как действие силы прекращено.  Что касается времени действия силы. Свяжем понятие силы с энергией, которой обеспечивается действие силы. Пусть тело массой m движется со скоростью v. Можем ли мы по этим двум параметрам определить количество энергии, которой обладает тело?(2)
   
3.   (1)Пусть тело А массы m2, движущееся со скоростью v, ударяется  о покоящееся тело В, обладающее массой m1. Всякий удар двух тел может рассматриваться как соударение, то есть как взаимный равноправный удар их друг о друга (6). В зависимости от мягкости (твердости) каждого из тел последствия соударения окажутся прямо пропорциональными  их свойству мягкости и твёрдости (3). Соответственно, применяя   качественный способ выражения,  мы можем говорить о твердом и мягком теле. Тогда получаем: если мы имеем дело с твёрдыми телами, то они спружинят и разлетятся в разные или противоположные  стороны, если соударение пришлось на их центры тяжести. Деформация тел А и В  придется на время соударения, при котором ударившее тело А передаст свою энергию движения деформациям тел А и В, после чего деформации тел передадут полученную энергию телам А и В, в результате чего они и разлетятся в  стороны, при этом  большее ускорение приобретет тело с меньшей массой.(4). Здесь снова следует говорить вот о какой вещи. В результате соударения тела А, В приобретают разные ускорения. Однако что представляют собой эти ускорения, которые в данном случае являются отрицательными вследствие потерь энергии тел на преодоление сопротивления внешней среды.
    Но что мы получим, если среда не обладает сопротивлением? Тогда мы получим не ускорение, а  постоянные скорости тел А, В  (а) (см.(4)). Что означает сопротивление внешней среды движению тела? - это  вычитание из количества движения, которым обладает тело, величин, пропорциональных величине сопротивления движению тела внешней среды. 
 4.   Теперь представим себе, что тело В является мягким, а тело А осталось твёрдым. Тогда в результате удара тело В будет деформировано, и при этом количество энергии тела  А будет полностью передано деформациям тела В, если предположить, что вся энергия тела А ушла  на деформации тела В, не сдвинув его с места и не отразившись от него, что вполне возможно, если  масса тела В окажется значительно больше массы тела А. Разумеется, если мягким является тело А, а тело В - твёрдым, то тело А превратиться в лепешку на теле В. Наконец, если оба тела А и В являются мягкими,  то они оба окажутся деформированными, и по их деформациям, если будет известно их начальное состояние, можно судить о силе, с которой было осуществлено их соударение. Т.о., их деформации окажутся памятью, несущей в себе их историю.

5. (4)  Отсюда получаем понятие связи между скоростью  тела и его массой (его инертностью) и  понятие зависимости состояния тела от его массы при воздействии на него некоторой силы . При этом количества движений, которые приобретают оба тела А, В, будут равными: mAvA= mBvB (а), то есть количества приобретенного ими движения распределятся поровну. Т.о., мы получаем передачу половины количества движения тела А телу В (если не учитывать сопутствующих потерь энергии при соударении)

6.    (3) Свойства мягкости и твёрдости суть противоположные свойства. Относительно всякого тела можно говорить о его твердости либо мягкости, то есть рассматривать его с противоположных точек зрения. При этом в качестве критерия будут выступать противоположные категории и способы измерения, , которые, однако, приводятся друг к другу. В относительных значениях, принимающих крайние значения 0, 1,  т=1-м, где т,м- избранные критерии рассмотрения тела со стороны его твердости либо мягкости соответственно.

7. (2)   стр. 265. Количество движения и кинетическая энергия точки. Основными динамическими характеристиками движения точки являются количество движения и кинетическая энергия.
    Количеством движения точки называется векторная величина mv, равная произведению массы точки на вектор её скорости. Направлен вектор mv так же, как и скорость точки, то есть по касательной её траектории.
    Кинетической энергией (или живой силой) точки называется скалярная величина mv2, равная половине произведения массы точки на квадрат её скорости.

 8   (6) Нужно различать понятия  соударения и ударения.(11) В принципе неважно, какое тело на какое воздействует. Тела  всегда воздействуют друг на друга, и воздействие одного тела в другом отражается в соответствии со свойствами их упругости, твёрдости и пластичности.
    Посредством чего  связано свойство упругости со свойствами твёрдости и мягкости? - посредством силы, которая требуется для изменения формы тела, а также  разницей во времени, которое требуется для восстановления его исходной формы. Для мягкого тела это время может оказаться бесконечным, если оно пластично. И твёрдое, и мягкое тела могут быть, в качественном способе выражения, упругими или не упругими.  В качестве противоположностей они подчиняются  общей для противоположностей формуле, выражающей относительную меру их  +А=1-(-А) Поэтому, если речь идет об упругом теле +А, то мера того же  тела в качестве неупругого будет  выражаться как 1-(-А). 
    Свойство упругости проявляется в способности  тела к деформации при воздействии на него и к восстановлению исходного состояния по прекращении воздействия. При этом упругость характеризуется силой  и временем восстановления исходного состояния. Под силой упругости понимается усилие, которое необходимо для вызова в теле деформации единичной величины (Закон Гука). Чем большее усилие необходимо для того, чтобы вызвать в теле деформацию, тем большей упругостью тело обладает. Свойство упругости связано со свойством связности частиц тела, которым характеризуются условия, при которых тело начинает распадаться на составляющие его части.

   (a11) Нужно различать понятия соударения и ударения. В принципе неважно, какое тело на какое воздействует. Если тело А воздействует на тело В, то тело В воздействует на тело А с такой же силой. Однако это отношение равенства воздействий опосредуется движением тел относительно друг друга в момент соударения. Например, если тела А и В являются абсолютно твёрдыми, то при соударении сил упругости в них не возникает, и поэтому они не отталкиваются друг от друга. В результате соударения тел возникают силы напряжения связи между их элементами, вследствие чего вся энергия соударения будет поглощена возникшими напряжениями между элементами (частицами) тела, и тогда целостность или разрушаемость (хрупкость) каждого из тел будет определяться силами межэлементных связей т.о., так что если напряжение связей, вызванное ударом, окажется большим прочности связей, то тело распадется на свои элементы (12)

    (a12) Межэлементые связи характеризуются уровнем упругости, или растягиваемости (сжимаемости), а также пластичности. Если межэлементные связи растягиваемы (сжимаемы), то их растягиваемость (сжимаемость) характеризуется упругостью или пластичностью, в соответствии с чем по прошествии удара связи возвращаются в исходное состояние либо остаются в измененном, вследствие чего также и тело возвращается к форме, какой обладало до удара, либо его форма изменится.(13)

   (a13) Любовь и ненависть. Любовь превращает нас в воск, придавая нам пластичности. Мы теряем свойства критики по отношению к предмету своей любви, мы - воск в его руках. Мы стремимся слиться с предметом своей любви,   принять форму, соответствующую ему. Он для нас - высший образец и критерий, высшая ценность и высшая истина. И мы отвергаем всё то, что говорят нам о нём, всю ту правду и неправду, так или иначе разоблачающие образ, который нами создан, и нашими безусловными врагами становятся те, кто это делает.
    В связи с этими положениями любопытна история Отелло и Дездемоны, в которой "она его за муки полюбила, а он её - за состраданье к ним". В этом определении их любви налицо одностороннее отношение: Дездемоной Отелло был вознесен на недосягаемую высоту, что и польстило мавру. Но вознесение на высоту неизбежно унижает сделавшего этого в глазах вознесенного. И как раз это явилось причиной того, что мавр, несомненно, страдающий от отношения окружающих к его расе, так легко поверил Яго. Чем выше мы возносим другого, тем более пластичными становимся по отношению к нему, - и  тем более твёрдым становится он по отношению к нам, и именно этим объясняется полнейшая невменяемость мавра по отношению ко всему тому, что противоречило словам Яго. В то же время, всякая отрицательность, которая заложена в нас, находя выход в каком-то частном случае, выливается в его воронку уже генерализованной, всей мощью энергии  отрицательности, которая накопилась в человеке. Любовью Дездемоны к мавру объясняется также и то, что она заявила, что не Отелло убил её. И это также происходит потому, что человек в действительности любит не другого человека, а свою любовь к нему (вспомните подобное же в "Свадьбе Кречинского"). Другой человек может быть каким угодно, и это не имеет значения. Значение имеет только то, что он выступает в качестве раздражителя ощущения любви. И точно также показательной является реакция Отелло на слова Дездемоны, выводящие  его из-под подозрения в убийстве Дездемоны: Отелло  заявляет, что её слова являются показателем её лживости и низости.
    Вся любовь Отелло посредством Яго  в одночасье обернулась бесконечной ненавистью Отелоо к Дездемоне. Когда же "истина восторжествовала", нечаянная любовь Дездемоны к Отелло сбросила его  с вершины, на которой он  оказался благодаря любви Дездемоны, вершины, которую он не мог пережить именно в силу ощущения своего унижения в среде, в которой он жил и которой служил. И тогда-то и соединились его унижение и та высота, на которую вознесла его Дездемона, и сознание им потери и привело к тому, что он себя заколол. Однако всё дело в том, что нечто подобное в любом случае должно было произойти. Не Яго, так кто-то или что-то другое должно было спровоцировать Отелло,  потому что сознание своего унижения не может не провоцировать ненависть к человеку, принадлежащему к роду унижающих, который возносит вас на недостойную вас высоту, тем самым ставя себя ниже униженного, чем и провоцируется агрессия против сильного, который добровольно унизил себя, тем самым включив генерализованную энергию агрессии мести  униженного против унижающего не как единичного, а как принадлежащего общей, родовой сфере унижающих.  


 9.   (a7)Когда речь идет о разложении силы на множество направлений, то мы должны выделить также еще две области: область феноменологическую, субъективную - область переживания раздражителей, определяющую смены ассоциаций субъектов, и область, которая представляет собой единство субъективного и объективного, область практической жизни,  так или иначе связанных в своей деятельности друг с другом субъектов, как единичных, так и коллективных. В этом случае межсубъектное взаимодействие  может рассматриваться как взаимодействие через посредство сил, изменяющих как практические ситуации бытия субъектов, так и системы внутренних напряжений, которые в результате воздействия на субъектов  сил как возникают, так и разряжаются. Всякая сила характеризуется своим источником S1 , предметом  воздействия источника -  S2 и целью и содержанием воздействия С силой F : CF( S1, S2), где S - субъекты как материально-идеальные объекты.  Выражение CF является сложным. Оно имеет ввиду единство цели и средства, где С представляет цель, F - силу , применяемую в качестве средства для достижения цели. При этом понятие силы включает в себя две категории: скаляр и вектор силы, где скаляром представляется "убедительность" доводов силы, а вектор - "направление" силы как программы, которой определяется содержание доводов силы.
    Разложение силы на множество направлений имеет ввиду отражение воздействия субъекта А на субъект В в других субъектах.
    Отсюда  получаем следующее. Мы имеем субъект-объектное множество , на элементы которого наложено динамическое силовое поле, отражающее силовые воздействия субъектов друг на друга. При этом, в дополнение к физическому силовому полю, которое представляет материальную сторону дела,  мы должны ввести  также поле информационное, представляющее собой идеальную его  сторону, так как силовые и информационные воздействия субъектов на себя и на других  имеют основания  в физических и информационных напряжениях, производимых как ими самими,  так и в результате испытываемых ими физических и  информационных силовых воздействий и состояний элементов, подвергшихся воздействиям. Отношения между физическим и информационным силовым взаимодействиями в субъектах  опосредуются эмоциями субъектов и регулируются испытываемыми и переживаемыми ими чувствами. Поэтому, когда речь идет о разложении силы как единства физического воздействия и его информационной составляющей, то имеется ввиду, какое влияние  она оказывает на состояние других элементов, лежащих вне  направления линии действия силы.
    Силовое взаимодействие между элементами характеризуется информационным и физическим (практическим) уровнем и переходами с одного уровня на другой.
    Элементы субъект-объектного множества СОМ, то есть множества физических тел, характеризующихся феноменологическими свойствами, характеризуется двумя сторонами взаимодействия: физическиой и информационной, а также связью между ними, и при этом в качестве доминирующеё на каждом этапе выступает одна из сторон.
    Каждый из элементов СОМ характеризуется психологическими свойствами упругости, пластичности, твёрдости и хрупкости. Под психологической упругостью понимается способность субъекта восстанавливать исходное состояние после прекращения воздействия на него силы, изменившей его первоначальное состояние. Воздействие силы на субъекта выражается в создании напряжений в его психологической и физиологической (физической) структуре. В дальнейшем я часто буду опускать прилагательное "психологическое" с целью упрощения высказываний. Психологическое напряжение неотделимо от напряжения физического, и одна сторона разрешается через другую. (9)

   (a9) Из разговора: "Я тебя определяю как пластическую. Вот представим, что движущееся тело А ударяется на покоящееся тело В. Допустим, что движущееся тело А является упругим, а покоящееся тело В пластичным. Тогда после удара тело А возвратится  в исходное состояние, тогда как тело В примет форму, которую оно получило в результате удара. Аллу мы вполне можем определить как тело А: она не изменяется, она остается равной самой себе во всех изменяющихся обстоятельствах. В то же самое время, она является активным телом: всегда мы имеем дело с какими-то воздействиями с её стороны и, в то же самое время, никакие попытки воздействовать на неё не приводят к каким-нибудь видимым результатам: она спружинит: обидится или что-то в этом духе духе, оно обойдет воздействие и снова возвратится в своё обычное состояние.  У тебя всё совершенно иначе, и при этом поразительным образом. Возьми, например, бабку или Ольгу помнишь, в той ситуации, когда вы уходили от них и они кричали: "Уходишь - так и не возвращайся". Это был всплеск эмоций, взрыв, после которого они вернулись в своё обычное состояние. Слова их выражали их эмоции, а не мысли, и здесь и особенность состоит в том, что у них всё определяется их чувствами и эмоциями, так что и за словами  их также стоят чувства и эмоции, до мыслей как таковых у них дело не доходит, все ограничивается областью импульсов, чувств. А что произошло с тобой? - твоё бессознательное приняло форму, которая соответствует сказанным ими словам. Ты запомнила слова, и то значение, которое они имеют в своём непосредственном выражении. И твоё бессознательное приняло форму, соответствующую словам. И на этом всё кончилось, любые отношения с ними. Их словами была изменена твоя форма, и возврат к прежним отношениям стал невозможен, несмотря на шаги, которые они предпринимали в этом направлении.. 
    А теперь посмотрим на твои отношения с Аллой. Алла - еще та хитрая Жучка. Она воздействует на тебя в соответствии с тем, что ей от тебя нужно. И твоё пластичное бессознательное принимает формы, которую придают ему её слова. И так как эти воздействия противоречивы и непрерывны, то в силу  пластичности твоего бессознательного, которое переводит любые воздействия не в чувства, а в значения слов, а уже значениями слов определяются твои отношения к людям, которые, однако, оказываются мысленными, а не чувственными отношениями,  ты оказываешься неспособной отразить эти воздействия именно потому, что твоё сознание фиксируется не на чувствах, а на мыслях, и ты, т.о. "всё понимаешь", понимаешь, что тебя используют, но, несмотря на понимание, ничего не можешь сделать с этим, так как ты исходишь из мыслей, и непроизвольно, инстинктивно полагаешь, что люди, с которыми ты имеешь дело, также исходят из того, что их можно в чем-то убедить словами, что для этих людей именно мысли являются критериями их поведения. Однако на деле у этих людей нет мыслей как таковых, их поведение определяется чувствами, потребностями, которые они испытывают, и слова для них являются всего лишь средством достижения их целей. - "И что же мне делать?" -  Я могу сказать только одно: на уровне слов ты никогда ничего не добьёшься. Когда я рассматриваю себя с этой же точки зрения, я рассматриваю себя как твёрдое тело, которое не обладает упругостью. У нас истории похожи и вместе с тем противоположны. Из своего опыта я пришел к одному выводу: с людьми нужно говорить на их, а не на своём языке. Твоего языка они попросту не понимают. Ты помнишь мои войны, когда я всё старался убедить людей, что нельзя исходить из себя, из своих интересов, что нужно учитывать интересы других. И всё я себя ограничивал, всё думал, как бы не обидеть людей, как бы не быть к ним несправедливым. И, однако, я делал то же самое, о чем сейчас говоришь ты: независимо от себя, от своего желания, от своей воли, я всё-таки учился. Правда, растянулось это на годы, эта война, в которой нет двух решений, и если человек не учитывает моих интересов, если он исходит только из своих, то здесь уже - либо, либо. Но один важный вывод я для себя сделал. С людьми нужно говорить на их языке и идти до конца. И когда после той первой войны началась вторая война, то я повел себя уже совершенно иначе: я говорил на языке врага и шел до конца. И, к моему удивлению, сработало почти сразу, так что сегодня мне просто время от времени достаточно напоминать им своими действиями  о последствиях, которые они испытали. Правда, в этой второй победе, которую я одержал, у меня было и сожаление: когда ты перестаешь учитывать интересы других, когда ты растормаживаешь свои импульсы, тогда ты начинаешь получать удовольствие от того, что можешь ни на кого не обращать внимания и делать то, что хочешь, тогда ты начинаешь испытывать от этой свободы большое удовольствие. Так что я вполне готов был играть по их правилам. Но враг пошел на попятный, и я снова начал ограничивать себя.  У меня во всём этом сработало свойство твёрдости, которое позволило мне идти до конца. Но ты - пластична. И на сегодняшний день у меня нет опыта, который указал бы на выход для тебя из ситуации. Хотя, с другой стороны, ведь правда и то, что у меня было две жены, и обе выгнали меня" - "Верно, ты не позволил себя использовать, и тебя выгнали. А меня не выгоняют потому, что я позволяю себя использовать".(10)

    (a10) Во всех этих случаях мы исходим из непосредственной психофизической структуры тела человека, для которой характер реакций является врожденным и непроизвольным: человек испытывает чувства, формирует мысли и реагирует поведенчески в соответствии со смыслом воздействий и способом отражения их врожденной психофизической структурой тела. И вот тогда-то и возникает вопрос  о формировании человеком способов адекватного приспособления к реальности и возникает второй уровень отношения человека к реальности - опосредованный; возникает отношение к ней к "как если бы", превращение человеком  взаимодействия с реальностью в игру. Самым первым непосредственным выражением этого отношения является лицемерие. Всякая игра предполагает изменение образа реальности. Реальность берется не такой, какая она есть, а представляется такой, какой человеку хочется её видеть, а хочется ему видеть её такой, чтобы она была выгодна для него. Этот выгодный для человека образ реальности он стремится внедрить в головы других людей с тем, чтобы они руководствовались в своём поведении им. Это становится возможным в условиях недостатка  информации, и поэтому искажение, сокрытие объективной информации в социальных отношениях становится одной из наиболее распространенных форм отношений между людьми.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"