Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

Любимые праздники года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Какие праздники ждут всей страной весь год и отмечают особенно весело? Конечно же зимние - Новый Год, Рождество, Старый Новый Год! В эссе рассказывается об истории этих праздников в России, о новогодних обычаях других стран и необычных датах Нового Года.


   Любимые праздники года
  
   На Земле огромное количество стран и народов, каждый из которых имеет свои обычаи. Но всех их объединяет стремление радостно и торжественно отметить приход нового года, правда и тут наблюдается удивительнейшее многообразие традиций его встречи, даже сама его дата может сильно различаться.
   В Китае Новый Год отмечают на новолуние в период с 17 января до 19 февраля. Новогодние торжества там немыслимы без фонариков и зрелищных фейерверков, которые должны отпугнуть злых духов, приходящих в мир в это время. Вернувшись же домой, китайцы будут стараться как можно дольше не спать, оберегая от духов свое счастье. В первые дни нового года запрещается браниться.
   В Японии на Новый Год принято очищать свой дом от "грязи" прошлого года, на столе обязательно имеется рисовая лепешка с мандаринами сверху в качестве символа счастья и долголетия, а перед входом вешают пучок соломы для отпугивания зла. Японские дети перед новогодней ночью кладут под подушку рисунок желаемого подарка или просто мечты, а взрослые "загребают счастье" особыми граблями "кумаде". Это единственный день в году, когда не только допускается, но даже приветствуется непочтительное отношение к своим начальникам.
   В Индонезии Новый Год празднуют рано, там он наступает еще в октябре. Тогда принято наряжаться и просить друг у друга прощение за причиненные в ушедшем году обиды.
   А вот позже всех Новый Год встретят бирманцы - только в апреле. Тогда в Бирме стоят самые жаркие дни, а потому проводится тинджан - фестиваль воды, когда принято обливать друг друга.
   Индийцы же встречают Новый Год намного чаще других народов - в стране целых 17 дат этого праздника, которые приняты не только среди адептов различных религий, но даже в отдельных штатах. При этом 3 даты рассчитываются по солнечному календарю, а остальные по лунному.
   Во многих странах Новый год - религиозный праздник, а потому трапезы на него носят церемониальный характер, а блюда на них символичны. Так, в Израиле этот праздник, отмечаемый в первые 2 дня сентября, вообще считается годовщиной сотворения Богом мира, а потому отмечается очень торжественно. Каждая предновогодняя трапеза предваряется краткой молитвой и состоит из рыбы и сладких блюд с фруктами (яблок с медом, граната). Все это воплощает надежды на предстоящий год. В Бразилии и Италии обязательно на Новый год хозяйки готовят похлебку из чечевицы, считающейся символом богатства и изобилия. На Шри-Ланке первым блюдом, которое отведывают за новогодним столом, является рис с молоком, причем варит его обязательно старший мужчина в семье. В Европе же особой популярностью на Новый Год пользуется различная выпечка. На праздничный стол подаются всевозможные печенья, кексы, пудинги. В Греции, например, главным новогодним блюдом является "пирог Св. Василия", куда обязательно запекают монету - считается, что тот, кому она достанется, будет счастлив в наступающем году.
   В Европе традиции празднования Нового Года схожи, но есть и заметные различия, связанные с национальными обычаями. Общеевропейская традиция украшать на этот праздник дом елью или сосной зародилась в Германии в XVII в. Немецким детям подарки дарит Санта-Клаус, приезжающий к ним на ослике. Ложась спать, малыши готовят тарелку для подарков, не забывая оставить в башмаках немного сена для ушастого "скакуна". Взрослые в Новый Год "впрыгивают", для чего перед полночью забираются на какую-нибудь мебель.
   В Англии же с первым ударом новогодней полночи открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить старый год, а с последним боем часов открывают парадную дверь - впустить год новый. На новогоднем столе у британцев часто присутствует разнообразная выпечка. Так в Шотландии - это большой круглый песочный торт, украшенный сваренным в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками, обычно с национальными эмблемами: вереском, шотландским крестом, руками, скрещенным над морем, горами и т. д. Из праздничных напитков в Великобритании распространено прежде всего горячее пиво со специями, распивать которое за семейным столом на Новый год с пожеланиями здоровья и счастья каждому члену семьи было принято еще в средневековье. Позже, однако, обычаи изменились. В Англии, например, бедные семьи объединялись и ходили по богатым домам с украшенным лентами и цветами кубком, где его наполняли элем. Шотландцы, напротив, сами выходят в новогоднюю ночь на улицу с кувшинами пива, предлагая выпить всем желающим. А в Уэльсе этот напиток наливают в особый богато украшенный кубок с тринадцатью ручками, на дно которого предварительно кладутся яблоки и печенье. Его относят соседям, которые недавно поженились или справили новоселье, и, поздравляя, предлагают выпить. Уже в Новое время у британцев появился новый новогодний напиток - пунш. Название "пунш" происходит от индийского слова "панча", что означает "пять". Это указывает на количество компонентов напитка. Между собой смешивают любое виноградное вино (можно шампанское), крепкий алкоголь (водка или ром), чай, сахар и лимонный сок, после чего варят, причем по традиции последнее нужно делать в серебряной кастрюле, а пить пунш следует горячим.
   Особый новогодний напиток есть и в Нидерландах. Это "слем", который готовят на основе горячего молока, куда кладут чай, сахар, цедру лимона, шафран, корицу, гвоздику и мускатный орех.
   Во Франции дети ставят у камина башмаки, куда кладет подарки Пэр Ноэль (Отец Рождества), но к проказникам вместо этого придет Пэр Фуэтар (Дед с розгами), который может их наказать, а вместо подарка они получат кусочек угля.
   В Чехии ребятишки ждут встречи со Святым Сильвестром, который ходит по улицам в сопровождении толпы веселых ангелов и даже чертенят. А родители пытаются попасть на Карловый мост, чтобы прикоснуться к какой-нибудь из стоящих здесь статуй - тогда, как считается, загаданное желание в наступающем году обязательно сбудется.
   В Италии дарить подарки - женская работа. Там к послушным малышам прилетает на метле волшебница Бефана, чтобы положить подарок в подвешенный у камина башмачок. Взрослые же перед новогодней ночью забавляются тем, что выбрасывают из окон старую одежду, посуду, даже мебель - чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году.
   Россия меняла дату празднования Нового года четырежды. До 1492 года он отмечался первого марта. Но потом его перенесли на первое сентября. Петр I, переняв европейское летоисчисление от "рождества Христова", а не от "сотворения мира", ввел в России европейскую традицию отмечать наступление Нового Года в ночь с 31-ого декабря на 1-ое января, что впервые и произошло в 1700 году. Одновременно на него большое впечатление произвел уже укоренившийся в Европе обычай украшать дома елями, так что он повелел делать подобное и у нас, причем тем, кто не мог поставить у себя целое деревце, разрешалось украшать жилище можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветками. При жизни Петра Великого этот обычай соблюдался, но после его смерти скоро забылся. Елки продолжали ставить лишь на крышах кабаков, от чего вскоре появилось выражение "упасть под елкой", что означало "напиться до беспамятства". Вновь символом Нового Года ель стала в России лишь через век - 1830-х гг. Связано это было, как и появление "новогодней елки" как детского праздника, с именем императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, она привыкла к веселым новогодним празднествам у себя на родине и скучала по ним в России. И однажды она в канун Нового Года распорядилась украсить Зимний дворец наряженной елью, при этом, если в Германии ставили обычно небольшие деревца, то в России к этому подошли с традиционным размахом и установили лесную красавицу до потолка. Одновременно Александра Федоровна организовала бал с подарками для детей придворных. Инициатива императрицы понравилась аристократии, а затем распространилась в Российской империи повсеместно, по крайней мере в городах. В 1852 г. в Санкт-Петербурге устроили первую публичную елку. Хвойную красавицу, украшенную фантами из разноцветной бумаги, разместили в большом павильоне Екатерингофского вокзала. Небывалое мероприятие сразу же привлекло огромную толпу народа. А вот в деревнях и станицах хоть и придавали большое значение рождественско-новогоднему убранству изб и хат, но предпочитали украшать их цветами и особыми праздничными рушниками-полотенцами.
   Как встречали в дореволюционной России Рождество и Новый Год можно рассмотреть на примере тогдашней Кубанской области. Здесь имелись, конечно, некоторые местные особенности, связанные с казачьим происхождением значительной части населения, особенно в станицах, но в целом сходные обычаи были тогда распространены практически повсеместно.
   В кубанских станицах в последний день года было принято "щедровать" - ходить веселыми компаниями по домам с особыми песнями, в которых желали хозяевам благополучия, богатства и удачи в наступающем году, за что получали всяческие праздничные вкусности. Занималась подобным в основном молодежь. При этом в некоторых станицах главной фигурой таких компаний становилась "Мыланка" - красивая, богато одетая девушка, в других же станицах "водили козу" - ряженного в тулупе мехом наружу и в маске с рогами и колокольчиками. Его "поводыри" также должны были надеть тулупы мехом наружу. У станичных парней в праздничные дни были и другие развлечения - "бесчинства". Впрочем, под ними понималась довольно невинная забава - несколько "парубков" снимали у некоторых хат калитку или створки ворот и относила их подчас на другой конец станицы. При этом выбирались те дома, где, по общему мнению, жила либо "гулящая девка", либо, наоборот, "слишком строгая" - то есть не спешащая выбирать себе жениха и выходить замуж. Непременной частью зимних праздников были гадания - на судьбу членов семьи, замужество, погоду.
   На праздничном столе у казаков в станицах всегда были такие блюда как жаренная свинина, колбаса, кутья (сладкая каша с медом, изюмом и орехами), пироги с фасолью, картофелем и орехами, узвар (компот). Но главным украшением стола должен был служить пышный и высокий хлеб, в идеале он должен был скрывать за собой хозяина дома. Собираясь в гости, казаки всегда брали с собой "гостинцы" для хозяев - моченые яблоки и арбузы, бублики, печенные кабачки и даже конфеты из кабачков. На праздничном столе обязательно должно было стоять и вино, но только из хозяйских запасов, приносить его с собой было строго запрещено. Под скатерть часто клали солому, как символ благополучия.
   Однако в последний день года рачительные хозяева занимались и полезными делами, например, окуривали деревья, что б защитить от болезней и паразитов. А к плохо плодоносящему растению могли подойти с топором, постучать легонько и поугрожать срубить.
   А на первый день нового года существовал обычай, что первым в дом должен войти мужчина. Поэтому молодые парни и подростки ходили по домам знакомых посевать - так называли обычай рассыпать зерна в "красном углу" под иконами с песнями и молитвами о хорошем урожае в наступающем году. При этом такое зерно считалось особенным, его могли дать курам, что б лучше неслись или же рассыпать на грядках для лучшего урожая. Как и предыдущим вечером, хозяева в ответ на пожелания подносили гостям выпивку и закуску, а детям - сладости.
   В кубанских городах в конце XIX в. тоже сложились свои традиции отмечания зимних праздников. Связаны они были прежде всего с благотворительностью. В эти дни было принято устраивать благотворительные балы и концерты, а на выручку с них организовывать представления для сирот и бедных учащихся, а потом угощать их конфетами.
   С особым шиком отмечали зимние праздники кубанские купцы. Современники с восторгом вспоминали роскошные приемы купцов Богарсуковых, на которые в их особняк на улице Гимназической мог прийти любой желающий. В парадном зале стояла огромная под потолок елка, на верхушке которой крепили вифлеемскую звезду, а украшали игрушками на библейские сюжеты. Так, колокольчики напоминали ангельские голоса, фрукты (яблоки и груши) - райскую пищу, венки и гирлянды в виде цепей и бус считались атрибутом святости, орехи выступали символом мудрости, а свечи символизировали полную волнений человеческую душу. Особой изюминкой этих торжеств был легендарный лимонный пирог из слоенного песочного теста, перемежаемого слоями лимона с сахаром, который при выпечке пирога пропитывал его внутренность сладко-кислым соком. Говорят, это было невероятно вкусное лакомство, по куску которого выдавали каждому гостю.
   Обычные горожане праздновали, конечно, без такой пышности, но тоже не могли обойтись без елки и украшений для нее. По свидетельству современников, в предновогодние дни все крупные городские площади превращались в настоящие чащи из-за елочных базаров, а средняя цена елки составляла рубль. Игрушки изначально делали самостоятельно даже в обеспеченных семьях - обычно это были склеенные из цветной, серебряной, золотой бумаги цепи, звезды, рыбки. Также елки украшали конфетами, яблоками и обернутыми фольгой орехами. После 1880 г. появились фабричные елочные игрушки из стекла, ткани, ваты и папье-маше. Подобные наборы стоили от 50 к. до 200 р. Вкусы и мода на стиль украшения елки постепенно менялся. Первоначально в зажиточных домах была мода на буквально сверкающие золотом елки, для чего на них вешали даже настоящие золотые украшения, из-за этого тогда и появилось выражение "ряженная елка" о безвкусии и чрезмерности в выборе драгоценностей для себя любимого. Хотя хорошим тоном считалось наряжать елку в бело-серебристых "зимних" тонах. С начала XX в. пришла мода на резные деревянные игрушки от специальных мастеров. Оставались популярными и съедобные украшения, в число которых теперь вошли и козули - покрытые глазурью пряники из ржаного теста. Их выпекали самых разных видов, например, ангелов, звезд, животных, паровозов, пароходов и даже дирижаблей. Малоизвестный факт - первая красочная обертка для конфет, появившаяся в России тоже была связана с любимыми зимними праздниками. В 1913 г. был объявлен конкурс на фантик для конфет "Мишка косолапый". Победил в нем Мануил Андреев - главный художник типографии братьев Менертов. На своем варианте он разместил известную картину "Утро в сосновом лесу" на голубом фоне с еловыми ветками и вифлеемскими звездами, что было ясным намеком на возможность украсить этой конфетой елку или подарить ее на Рождество или Новый Год.
   После 1917 г. празднование Рождества было фактически запрещено, но вот Новый Год некоторое время еще отмечали. Инициатором "красных" новогодних торжеств был сам В. И. Ленин. Однако в середине 1920х гг. большевики стали активно бороться с "буржуазно-поповскими предрассудками и суевериями", в число которых попал и Новый Год. Тридцать первое декабря и первое января стали обычными рабочими днями. Так продолжалось до 28 декабря 1935 г., когда в газете "Правда" была опубликована статья одного из крупных партийных деятелей с предложением проводить детские новогодние представления с елкой в качестве их главного украшения. И. В Сталин одобрил это предложение. Но лишь в ноябре 1936 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Новый Год стал государственным праздником, правда 1ое января осталось рабочим днем. Новое время и политическая система требовали, естественно, и елочных украшений "на злобу дня". Так, вифлеемская звезда сменилась на красную, а елочные игрушки выпускались в виде "вождей пролетариата", правда так как они часто разбивались то их вскоре запретили. Зато на волне успеха фильма "Цирк" в молу вошли ватные негритята. В тяжелые годы Великой Отечественной войны люди не перестали отмечать Новый Год, елочные же игрушки приобрели военный оттенок - теперь елки украшали парашютистами, собачками-санитарами и даже пистолетами. Окончательно статус всенародно любимого главного праздника страны Новому Году вернул указ от 1ого января 1947 г., который сделал первый день года выходным. В 1954 г. Н. С. Хрущев открыл Кремль для свободного посещения людей, а в 1955 г. там появилась центральная елка страны. А праздники в Колонном зале Дома Союзов приобрели статус главных детских елок СССР, попасть куда мечтал каждый ребенок страны. Особенно яркими и зрелищными они стали с 1964 г, когда их постановкой занялись такие выдающиеся детские писатели как А. Е. Курляндский, Э. Н. Успенский и А. И. Хайт. Как обычно менялась мода на елочные игрушки. Так в 50-е гг. особо популярными были украшения в виде овощей и фруктов как символа изобилия в стране, а с конца этого десятилетия, после выхода фильма "Карнавальная ночь" практически на каждой елке в стране можно было найти часы, на которых всегда стояло "двенадцать без пяти". Популярность стали получать игрушки на прищепках, которые не вешали на ветку, а крепили вертикально. В 60-ые гг. особо популярными были игрушки в виде ракет, космонавтов, кукурузных початков, а также героев популярных мультфильмов. В это десятилетие в изготовлении елочных украшений постепенно стали распространяться новые безопасные и удобные материалы - пластик и пенопласт. В 70-е гг. модными стали елочные игрушки на деревенскую и даже рождественскую тематику. А в 80-90-х гг. наиболее распространенными были яркие и блестящие шары, колокольчики и домики.
   К важнейшим и любимейшим зимним праздникам в странах, где распространенно христианство, относится, конечно, сейчас Рождество Христово. Однако так было не всегда. Первые христиане Рождество не отмечали, так как в древней Иудее рождение человека не считалось радостным событием, ведь в этот день начинались его скорби и боли. Лишь после распространения христианства среди римлян и греков Рождество становится праздником. Произошло это лишь в IV в. Точная дата рождения Иисуса Христа, разумеется, не была известна, и дату 25 декабря церковные иерархи выбрали можно сказать по "политическим" причинам, точнее, для облегчения борьбы с широко распространенным в Римской империи культом "Непобедимого солнца", отмечавшегося именно в этот день. В тех странах, где религиозные даты связаны с юлианским календарем ("старым стилем"), Рождество приходится на 7 января. А вот в Армении вместо этого 6 января продолжают отмечать древний христианский праздник Богоявления, посвященный одновременно Рождеству и Крещению Господнему.
   День накануне Рождества называется Сочельником, так как по религиозным канонам его нужно проводить в строгом посту и главным блюдом является сочиво - размоченные в воде зерна пшеницы. Для торжественного ужина, начинающегося после восхода первой вечерней звезды, их варят в меду. Тогда же разрешается употреблять в пищу постную кашу, овощи, компоты и кисели. После трапезы идут в церковь на рождественскую службу. Сочельником заканчивается рождественский пост и можно есть любую еду. На следующей неделе Святок даже отменяют обычные посты по средам и пятницам.
   Рождественские традиции красивы и радостны. В Сочельник и рождественскую ночь принято ставить на окна зажженные свечи, а на улицах жечь костры, чтобы согреть новорожденного Иисуса. В дни Святок идут в гости, навещают больных и стариков. Нарядные дети ходят по домам, чтобы петь рождественские песни, шутить и плясать, за что им дарят подарки. В России это называется колядованием, как ни странно, в честь (по одной из версий) языческого бога пиршеств и веселья Коляды. Раньше по улицам в эти дни ходили ряженные в костюмы "нечистой силы" скоморохи и просто весельчаки, "пугая" и веселя прохожих. Позже стали устраивать веселые маскарады. Церковь неодобрительно относится к этому, считая эти традиции пережитком язычества, но народ всегда любил такие забавы. Древним обычаем являются и рождественские гадания, особенно популярные у девушек.
   Нельзя обойти вниманием и зимний праздник с парадоксальным названием Старый Новый Год. Его появление связано с переходом России с 1918 г. на грегорианский календарь вместо юлианского. И наш народ, который, как известно, любит праздновать, с удовольствием решил еще раз отмечать любимый праздник. Однако, мало кому известно, что наша страна - не единственная, где встречают Новый Год дважды. И всегда это было связано с переходом с юлианского на григорианский календарь и нежеланием народа менять свои традиции. Впервые это произошло в Швейцарии на рубеже XVII-XVIII вв. До сих пор жители этой страны немецкого происхождения во время "прежней" новогодней даты празднуют Alter Silvester - старый день Св. Сильвестра. Отмечают этот праздник и в некоторых балканских странах - в Сербии, Черногории и Македонии. Еще одним местом с подобными традициями является маленькая долина Гваун, что в Уэльсе, где местные жители отмечают наступление Нового Года именно 13-ого января по юлианскому календарю. Именно в этот день дети там отправляются на калэнинг - тамошний вариант колядок. Старый Новый Год является популярным торжеством и во многих странах СНГ. Кроме "путаницы" с календарями для сохранения этой даты в списке "красных дней" были и религиозные причины, ведь православная церковь продолжает использовать "старый стиль", по которому новогодняя ночь приходится на рождественский пост. Верующие люди не должны предаваться в такие дни веселью, для них встретить Новый Год лучше именно 13 января.
   Традиций, относящихся к собственно Старому Новому Году, немного, можно назвать лишь две главные. Первая - когда, приходя в гости, "сеют" зерно, желая хозяевам счастья и благополучия. В ответ дарится подарок. Раньше такие зерна тщательно собирали и хранили до весны, когда высевали в поле вместе с яровыми. Вторая - лепка вареников с "сюрпризами", каждый из которых имеет символическое значение и служит "предсказанием". Например, мука обычно означает некие "муки" в предстоящем году, фасоль - детей, пуговица - обнову, монета - прибыль, сахар - много удовольствий, соль - некоторые, но не слишком серьезные, испытания, перец - острые ощущения и т. д. Собственно это рождественские традиции, которые просто перенесли на новую дату, что было удобнее в советское время.
   Любые зимние праздники - это время веселья и внимания к ближним. Забудьте на время о заботах и доставьте радость своим родным, друзьям, да и просто окружающим людям!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"