Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Стратификация бессознательного психического. Зонд интуиции. Поток интуиции как источник научных истин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Дмитрий Савченко

[email protected]

Стратификация бессознательного психического. Зонд интуиции. Поток интуиции как источник научных истин. Поле флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции. Влияние Теофании.

  
   На талантливого исследователя в ходе научно-исследовательской деятельности через бессознательное психическое воздействует целый поток знаний, представлений, заключенных в парадигмическую оболочку современного научного мировоззрения. Символы и архетипы, выступающие в философии Платона в качестве "эйдоса", умопостигаемого образца, в аналитической психологии Юнга - как врожденные психические структуры (находящиеся в глубинах коллективного бессознательного), воплощающиеся в сновидениях, мифах, творчестве, также через бессознательное психическое воздействуют на творческий потенциал личности, в частности на интуицию исследователя. Рассматривая личность как существо историческое (носителя определенной культуры), как обладателя эрудиции в разных проблемных областях, нами введена теоретическая гипотеза о стратификации бессознательного психического (19):
  
   бессознательное психическое обладает определенной структурой и состоит из слоев - страт. Оригинальность, новизна, получаемые в процессе интуитивного постижения зависят от желания, умения индивида проникнуть в более глубокие слои бессознательного.
  
   Гипотеза о стратификации бессознательного психического подтверждается А.А. Налчаджяном, который защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук в 1974 г. Диссертация имела название "Интуитивное познание и некоторые теоретические проблемы психологии" (13).
   Следуя за рассуждениями А. Налчаджяна, изложим структуру психики.
   В психической деятельности человека нам необходимо выделить две структуры: "горизонтальную" и "вертикальную".
   Используя одну из основных идей психологии мышления о том, что процесс мышления начинается в проблемной ситуации, мы приходим к выводу о "горизонтальной" структуре психической деятельности вообще. Общая схема психической деятельности нам представляется такой: объективная проблемная ситуация - психическое состояние (комплекс внутрипсихических процессов и переживаний) - собственно поведение, двигательная и речевая активность человека.
   В качестве объективной проблемной ситуации может выступить любой участок природной и социально-культурной среды, который в ходе жизнедеятельности стал перцептивным психическим полем для личности. Более общее: проблемная ситуация существует каждый раз, когда исследователь получает информацию, требующую переработки и принятия решения. Проблемные ситуации, следовательно, очень динамичны и чрезвычайно разнообразны.
   Концепция о "горизонтальной" структуре психической деятельности в своей основе имеет теорию отражения, ряд идей И.М.Сеченова и советских психологов (особенно А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Д.Н. Узнадзе).
   Д.Н. Узнадзе считал установку опосредующим звеном между ситуацией и субъектом. Воздействие ситуации опосредуется комплексом личностных особенностей и процессов, по существу всем наследственным и приобретенным опытом личности.
   Сеченовская схема: стимул - мозговое звено - исполнительный результат нуждается в содержательной интерпретации и психологическом обобщении вследствие чего мы приходим к выводу, что психическая деятельность начинается с восприятия и переживания проблемной ситуации, проходит эндопсихический этап и завершается совокупностью двигательных актов, причем слово "завершается" здесь используется лишь условно: каждый двигательный акт меняет ситуацию и, следовательно, все остальные звенья психической деятельности. Между этими звеньями существуют многообразные и порой трудноуловимые прямые и обратные связи. Поэтому выдвигаемая концепция о "горизонтальной" структуре психической деятельности есть "моментальный снимок" от непрерывного потока психической активности, отражение его мгновенного состояния.
   В анализированную нами "горизонтальную структуру психической деятельности" входит среднее звено - совокупность эндопсихических явлений и процессов, т.е. собственно внутренняя структура личности и её динамические проявления. Выяснение структуры этого среднего звена есть по существу раскрытие "вертикальной структуры" эндопсихической сферы человека.
   В исследованиях А. Налчаджяна, весьма квалифицированно дано разъяснение этого достаточно сложного вопроса (13, с.20 - 27).
   Любую сложную психологическую проблему (в том числе проблему творчества и интуиции) невозможно решить, не имея более или менее четкого представления о "вертикальной структуре психики"
   Мы выделяем (13) четыре основные уровня ("сферы") психической деятельности человека: бессознательное, подсознательное, сознание и самосознание.
  
   Бессознательное. Бессознательное включает все те психические явления и свойства, которые наследуются человеком. В момент рождения они даны ребенку частью актуально, частью же - потенциально. В структуру бессознательного входят: инстинкты (особенно наличные в них собственно психические элементы - потребности, влечения и образы); архетипы (по Юнгу), темперамент со всеми своими компонентами (и в особенности интровертированность и экстравертированность); определенные задатки и возможности осуществления познавательных процессов; наконец предполагается наследование определенных психических (концептуальных и образных) содержаний. Здесь принят тезис о том, что человек от рождения является существом не только биологическим, физиологическим, но и психическим, иначе отрицание психического качества у инстинктов и остальных элементов наследственного бессознательного покажется чудом при проявлении высших уровней психической деятельности в онтогенезе.
   Что касается темперамента, то известный исследователь (В.С. Мерлин) указывает, что главную роль в происхождении темперамента играет наследственность, но не все его компоненты проявляются сразу: в онтогенезе происходит созревание темперамента. Прижизненные изменения (под влиянием жизненных ситуаций, конфликтов) и созревание все же радикально не меняют основную структуру.
   Задатки также являются психофизиологическими феноменами, ориентирующими человеческую деятельность. Вместе с вышеуказанными компонентами бессознательной сферы их можно рассматривать в качестве прирожденных установок, приводящих к индивидуальным особенностям и уникальному опыту личности. Есть видовая бессознательная сфера психики, куда входят психические образы, входящие в структуру инстинктов и в этой видовой бессознательной сфере психики имеют место элементарные мыслительные операции (сравнение и бессознательный вывод).
   Подсознательное. И в этом случае, взяв за основу анализа генетический критерий и критерий отношения к сознанию (как к своеобразной точке отсчета), можно утверждать, что генезис и формирование подсознательного происходит в период онтогенетического развития. Следовательно подсознательное можно определить в качестве онтогенетической динамической памяти, тогда бессознательное является психофизиологическим выражением наследственной памяти. Опираясь на большое количество фактов, накопленных в различных областях современной психологии можно указать на четыре основные пути формирования подсознательной сферы психики: 1) подсознательное восприятие; 2) естественное вытеснение ("нормальное забывание") из сферы сознания в подсознательное последовательных содержаний "потока сознания"; 3) вытеснение из сферы сознания неприемлемых или угрожающих структуре самосознания личности психических содержаний; 4) постепенный переход в онтогенезе элементов бессознательной сферы в сферу подсознательного, что, в свою очередь, может осуществиться двумя путями: через сферу сознания и "прямым путем" (бессознательное - подсознательное).
   Зная пути формирования подсознательного укажем, какие содержания в него входят: а) как процессы подсознательного восприятия, так и накопленные этим путем психические содержания (образы, вербально выраженные знания, установки, условные рефлексы на подпороговые раздражители и т.д.); б) автоматизированные действия, навыки (как третье звено "горизонтальной" структуры психической деятельности), имеющие под собой подсознательно актуализированные ситуации их выработки и соответствующие переживания; в) сновидения как особые психические процессы, причем содержания, которыми они оперируют, могут быть получены индивидом всеми путями формирования подсознательного. Мы считаем сновидения особой формой подсознательной психической активности, г) в подсознательную сферу входят все систематизированные и несистематизированные знания человека (его жизненный опыт в широком смысле слова), а также те структурные элементы "личности", которые приобретаются онтогенетически (например, социогенные влечения, потребности и мотивы). Подсознательными могут быть все познавательные процессы, причем подсознательное с первых же дней жизни и до смерти человека имеет непрерывное психологическое существование.
   Очень важной для психологического понимания процесса интуитивного познания является проблема подуровней подсознательного и сознания. В подсознательной сфере весьма талантливый ученый А. Налчаджян выделяет уровень предсознательного (13). Предсознательными являются те психические содержания, которые близки к порогу сознания, но еще не проникли в него. Это - "верхний" слой подсознательного, содержания которого актуализируются подсознательно. Когда психическое содержание (например, искомое слово) актуализируется на предсознательном уровне, то возникает осознаваемое чувство этого знания, но содержимое в сфере сознания еще не представлено. При интуитивном "озарении" предсознательному существованию идеи соответствует эмоциональный порог ее перехода. Таким образом использование терминов "предсознательное" и "подсознательная актуализация" позволяет установить связи между уровнями эндопсихической сферы и уровнями памяти (краткая, оперативная и долгосрочная), что даёт возможность экспериментального изучения особенностей уровней психической деятельности человека. Очень важным является вопрос о том, каковы конкретные формы существования психических содержаний на подсознательном уровне. Есть интересная точка зрения (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник), согласно которой психика оперирует триедиными комплексами: значение - образ - слово. К этой точке зрения мы присоединяемся.
  
   Сознание. Сознание можно определить как осознание определенного психического содержания. Анализ мыслей И.П. Павлова и З. Фрейда по этому вопросу показывает, что они оба исходили в своих высказываниях о психической жизни человека именно из такого понимания сознания. Но сознание и подсознание не "однослойны", каждая из этих сфер, как показывают данные клиники, имеет целый "спектр" уровней осознанности и неосознанности психических содержаний.
   Для дальнейшего анализа интуиции мы сохраняем термин "поток сознания" (У.Джемс); но, одновременно, правомерно и использование нового термина - "поток психики" (имея в виду одновременную активность, динамику на всех "вертикальных" уровнях). В потоке всей психики поток сознания является лишь его "верхним слоем", высшей ступенью. Поток сознания прерывист, но поток психики прекращается лишь в "момент" смерти человека. Однако поток сознания не есть лишь сфера, где появляются готовые результаты подсознательной работы. В сфере сознания имеют место познавательные процессы, получаются новые результаты, сознание отличается активностью, целеустремленностью и оказывает регулирующее влияние на жизнедеятельность организма. Сфера сознания однако, консервативна на основе данных социальной психологии. Данные многих авторов (Кузьмин Е.С., Кон И.С., А.А. Бодалев, Т. Шибутани, М. Шериф и К. Шериф и др.) показывают, что уже интериоризация групповых "картин мира", стереотипов, делают сознание относительно консервативным, "непроницаемым" для различных аспектов опыта. Парадигмы, о которых говорят теоретики научного развития, есть частные примеры групповых норм, ограничивающих возможности свободного творчества.
   Знание парадигм и вообще усвоенных личностью групповых норм позволяет понять, что такое знание ученого ведет его к зависимости от взглядов других, к конформности, что препятствует развитию способности принятия оригинальных решений.
   Следует отметить, что активность поведения определяется активностью всей психики человека и необходимо учитывать, что даже с первого взгляда подлинно сознательные творческие решения не независимы от детерминирующих его подсознательных психических явлений (установок, апперцепций и подсознательных актуализаций, внутренних неосознаваемых мотивов). На подсознательном уровне имеют место предметно-структурные преобразования проблемной ситуации и задачи. Подсознательное мышление, реальность которого никем не оспаривается, не может быть оперированием пустыми, бессодержательными структурами. Структурно-предметное преобразование содержания проблемной ситуации и задачи на различных уровнях психики у бодрствующего решающего задачу индивида происходят одновременно, как единый психический процесс. Именно поэтому переход в сферу сознания подсознательно образованных структур не есть переход бессодержательных схем, которые лишь в сфере сознания неизвестно как заполняются содержанием. Уже на подсознательном уровне они содержательны, и всякие переходы и проникновения, вытеснения и актуализации, имеющие место между различными уровнями психики, представляют собой динамические "перемещения" психических содержаний.
  
   Самосознание рассматривается нами в качестве определенного уровня осознания психических содержаний (как это имеет место в процессе интуитивного "озарения", но одновременно в качестве особой и неотделимой стороны сознания, в определенном смысле - высшего его уровня. Но с другой стороны, самосознание является определенной подструктурой целостной структуры личности, а именно оно есть в той или иной мере упорядоченная совокупность взглядов, оценок, отношений, знаний и установок человека, относящихся к собственной личности. В современных теориях личности эту совокупность часто обозначают термином "Я - концепция" (Т. Шибутани, К. Обуховский и др.). Поэтому структура самосознания, как и любые другие онтогенетически приобретенные содержания, имеет преимущественно подсознательное существование, так как особо четкое и возможно полное осознание собственной личности и собственных действий от человека требуется лишь в ответственных проблемных ситуациях. Определяющую роль при этом играет и феномен "узости" сознания. Актуальное же осознание части структуры самосознания в каждой ситуации выступает в виде особого "Я - образа", причем у человека имеется множество не только ситуативных, но и более устойчивых "Я - образов" (И.С. Кон). Самопознание человека происходит путем актуализации "Я - образов", анализа и обогащения их структуры, а в этих процессах важную роль играет интроспекция.
   Творческий процесс и интуитивное понимание являются важными факторами эволюции самосознания так как открывают для него такие глубины собственной подсознательной сферы, которые в обычных условиях непосредственно недоступны ему.
   Феномен самосознания объясним лишь при принятии исходного теоретического положения о непрерывном существовании психики человека. Ощущение тождества с самим собой является важнейшей стороной самосознания, а оно основано на существовании долговременной памяти (т.е. подсознательного). Е.В. Шорохова подчеркивает, что самосознание является результатом непрерывности памяти, т.к. именно память связывает прошлое человека с настоящим и служит отправным пунктом для будущего. Но непрерывность памяти означает непрерывность психического подсознательного, не говоря уже о непрерывности бессознательного, что не подлежит никакому обсуждению.
  
   После рассмотрения действия структуры и страт (уровней) вертикальной структуры психики в процессе интуитивного познания определим фундаментальные понятия креатологии, касающиеся процесса интуиции исследователя (см. также Том I).
   Дадим несколько определений. Под зондом интуиции понимается процесс получения новых идей (знаний) из глубинных иерархически структурированных слоев бессознательного психического, приводящий к определенной степени новизны интеллектуальной продукции талантливой или креативной личности (25, 19). Поясним эту формулировку. В процессе бессознательного мышления в ходе решения проблемы личность "сканирует", т.е. производит поиск исследуемых вариаций комбинаций ассоциаций (поиск производится целенаправленно). Как говорилось ранее, Д.Т. Кемпбелл, психолог (США) описывает такой процесс, как селективный поиск и отбор (после сканирования) среди огромного числа комбинаций, слепообразованных подсознательным "Я", которые удовлетворяют двум критериям: эстетичности и полезности (22). По нашему мнению зонд интуиции "работает" как по горизонтали ("прокручивание" множества ассоциаций, слепообразованных подсознательным "Я" - в нашей терминологии - бессознательным психическим), так и по вертикали (проникновение бессознательных установок вглубь бессознательного психического в "континуальный поток" по выражению В.В. Налимова) (21).
  
   Весь этот процесс, совершающийся с огромной быстротой в подсознании и бессознательном психическом, концентрация личности на образе цели приводят к той или иной новизне с той или иной вероятностью успеха. Зонд интуиции характеризуется глубиной (выбросом). Под глубиной, выбросом зонда интуиции понимается степень проникновения в глубины бессознательного с целью получения новой идеи, нового знания, или как определяет В. Налимов - с целью погружения в континуальный поток мышления в процессе деавтоматизации психических структур. В процессе получения нового знания, новых идей, может быть проявлено один или множество выбросов зонда интуиции. Считая, что сама новая идея является сложным образованием, что на процесс её возникновения оказывает влияние развитие интеллектуального потенциала общества (парадигмы в науке) и личность исследователя, мы выдвигаем гипотезу, заключающуюся в том, что процесс, именуемый зондом интуиции, процесс интуитивного постижения является стохастическим процессом.
   Если проблема является достаточно сложной и неподдается решению "в лоб", то исследователь решает её по частям, генерируя множество выбросов зонда интуиции. В ходе научного поиска исследователь находится в напряжении под воздействием мотивации и противоположных (по направлению) аффектов, происходит как бы селекция различного рода ассоциаций в глубинах его бессознательного психического и подсознания, врываясь в сознание в форме выбросов зонда интуиции личность "разряжается", но не надолго, далее исследователь снова попадает в состояние напряжения и т.д., таким образом, получается поток интуиции, поток интуитивных актов, продуктами которого являются новые идеи, новое знание, новые научные истины. Прежде чем определять понятие "поток интуиции", выдвигаем гипотезу, появление которой связано с анализом поведения зонда интуиции под влиянием фрустрирующего давления проблемной ситуации. Гипотеза формулируется так:
  
   Чем сильнее выброс, глубина зонда интуиции в слои, страты бессознательного психического, тем оригинальнее (обладает большей новизной) идея, приходящая в сознание (27, 28).
  
   Математически и психологически это выражено следующим образом: чем больше по абсолютной величине амплитуда выброса зонда интуиции в слои, страты бессознательного психического, тем оригинальней идея, проходящая в сознание".
   Итак, введем рабочее определение: поток интуиции есть специфический процесс проявления интуитивных актов, в ходе которых появляются новые идеи. Поток интуиции личности исследователя мы предлагаем описывать величиной плотности потока выбросов зонда интуиции.
   Мы исследуем поток интуиции (зонд интуиции) как источник научных истин, как источник научных знаний. Как в естественных науках, так и в гуманитарных науках (согласно ранее введенной нами гипотезе) единственным источником знаний является зонд интуиции, поток интуиции или величина плотности потока выбросов зонда интуиции.
   Обозначим Ф- поток интуиции. Представим единичный выброс потока Ф - (единичный выброс зонда интуиции) точкой на некоторой прямой на оси ОФ. Такие точки потока Ф - случайным образом распределены на этой оси. Допустим, что случайное распределение точек потока Ф - удовлетворяет следующим условиям (29):
  
      -- Вероятность попадания того или иного числа точек потока (выбросов зонда интуиции исследователя) на отрезок ? зависит только от длины того отрезка, но не зависит от его положения на оси абсцисс. Иными словами точки потока распределены на оси абсцисс с одинаковой средней плотностью. Обозначим эту плотность (т.е. математическое ожидание числа точек, приходящихся на единицу длины) через 0x01 graphic
    0x01 graphic
    .
      -- Точки потока (выбросы зонда интуиции) распределяются на оси абсцисс независимо друг от друга, т.е. вероятность попадания того или иного числа точек на заданный отрезок не зависит от того, сколько их попало на другой отрезок, не перекрывающийся с ним.
      -- Вероятность попадания на малый участок 0x01 graphic
    двух или более точек (выбросов зонда интуиции) пренебрежимо мала по сравнению с вероятностью попадания одной точки (это условие означает практическую невозможность совпадения двух или более точек).
  
   При таких допущениях вероятность попадания ровно m точек (выбросов зонда интуиции) в отрезок 0x01 graphic
выражается формулой, приведенной в (15). Мы не приводим эту формулу. Отсылаем читателей к монографии (15).
   0x01 graphic
0x01 graphic
Величина 0x01 graphic
представляет собой плотность потока выбросов зонда интуиции для случайной величины Ф; в соответствии с принципами креатологии возможны и другие, альтернативные определения плотности потока выбросов зонда интуиции.
   Надо понимать разницу между зондом интуиции и потоком интуиции. Зонд интуиции это процесс во времени, он порождает поток интуиции.
   Повторим: поток интуиции является источником научных истин.
   В нашей монографии (15) мы исследовали вероятностную модель поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции. Эта модель не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Мы провели исследование интуиции математическими методами. Математическая модель опирается на введенное нами понятие "поле флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции".
   Поле флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции несомненно по своему содержанию является "полем новых научных истин", "полем невиданных новых знаний", полем научных открытий в гуманитарных и естественнонаучных системах знаний. Это новый фундаментальный теоретический результат, это вклад в матрицу знаний, описанную нами в монографии (15).
  
   Мы базируемся на достижениях теории креатологии, относящейся к интуитивному познанию. Рассматриваемая модель была получена на пересечении таких взаимно далеких областей знаний: психологии, психоанализа и глубинной психологии, теории флуктуаций яркости Млечного пути (астрономия) и теории марковских процессов.
   Мы рассматривали астрофизическую задачу, следуя работам Баруча-Рид и Рамакришнана (30, 31), в которых теория флуктуаций развита в предположении, что вероятностный процесс, связанный с наблюдаемой астрономами яркостью звезд и туманностей, обладает марковским свойством. Мы увидели несомненную аналогию в процессах, происходящих в межзвездных туманностях и скоплениях звезд, с процессами, происходящими во время творческих исканий отдельного талантливого ученого (или любого исследователя, занимающегося решением нетривиальных проблем в науке) (15).
  
   Ранее мы ввели понятие зонда интуиции как стохастического процесса и определили 0x01 graphic
, среднее число выбросов зонда интуиции в единицу времени, как плотность потока выбросов зонда интуиции для случайной величины Ф.
   В целях дальнейшего исследования было сделано предположение, что существует непрерывное распределение плотности потока выбросов зонда интуиции личности исследователя в процессе научной деятельности (как впрочем, и в других видах творческой деятельности). В теории квантовых полей классическое вещественное скалярное поле определяется в каждый момент времени t заданием его амплитуды Ф (0x01 graphic
, t) в каждой точке пространства. Поле рассматривается как динамическая система с бесконечным числом степеней свободы. Каждой точке пространства отвечает некоторая координата системы - значение поля в этой точке. В нашем случае введено понятие поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции (математическое понятие поля флуктуирующей плотности определено Чандрасекаром и Мюншем /32-36/ для распределений плотностей туманностей, проявляющих статистические флуктуации). Чандрасекар и Мюнш в четырёх статьях развили теорию флуктуаций яркости Млечного пути. В пятой статье предположение о том, что межзвездное вещество встречается в форме дискретных туманностей, заменено предположением о том, что распределение плотности туманностей непрерывно, но проявляет флуктуации статистического характера (34-36). Такое же понятие использовал В.А. Амбарцумян в теории флуктуации яркости Млечного пути (астрономия). Т.А. Акегян обобщил интегральное уравнение Чандрасекара-Мюнша, основывая это обобщение на предположении о том, что эмиссия на единичный объем и вероятность найти туманность на единицу длины вдоль линии наблюдения являются функциями положения (37).
   Так и мы, опираясь на известные парадигмы психологии, психоанализа и глубинной психологии, использовали в (15) интуитивное представление о том, что существует поле флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции. В самом деле современная психология творчества, когнитивная психология, а также опыт блестящих ученых, описывающих процесс интуитивного познания, говорит о том, что при четко поставленной проблеме и сильной мотивации образуется своеобразное "поле знаний", излучаемое через "инсайт" путем включения всех страт психики. Достаточно назвать такие имена тех, кто изучал интуицию в процессе собственных открытий: Р. Декарт, Г. Галилей, А. Пуанкаре, А. Гейтинг, А. Эйнштейн, Ж. Адамар и др. Поле в каждый момент времени t определяется заданием его амплитуды (в качестве амплитуды выступает величина 0x01 graphic
плотность потока выбросов зонда интуиции). В монографии (15) мы получили выражение для корреляционной функции плотности потока выбросов зонда интуиции в n точках поля, т.к. эта функция представляла главный интерес в нашей задаче. Здесь мы опирались на обозначенный ранее нами факт, описанный рядом исследователей: Лазурским А.Ф., Богоявленской Д.Б., Мозговым В.Д. об интенсивной миграции, группировании, изменении свойств личности под влиянием социальных установок (аттитюдов) и бессознательных установок в направлении творческой деятельности.
  
   Пользуясь этими теоретическими положениями, давно известными в психологии творчества, нами была выдвинута гипотеза:
  
   флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции в процессе творческой деятельности ведут к флуктуациям динамики популяции свойств личности и, следовательно, к флуктуациям емкости креативности личности К (считая К случайной величиной, плотность распределения которой проявляет статистические флуктуации).
  
   Для удобства обозначений 0x01 graphic
заменили на 0x01 graphic
.
   Пропуская ряд выкладок (см. монографию 15) остановим внимание на задаче о флуктуации плотности потоков выбросов зонда интуиции.
  
   Итак, в начале отсчета 0x01 graphic
(нулевой момент времени - конец решения исследователем проблемы) мы предпожили, что вдоль 0x01 graphic
непрерывно распределены потоки выбросов зонда интуиции и каждый промежуточный "инсайт", каждая рождающаяся новая идея, проходящая в сознание, есть результат процесса бессознательного мышления в ходе решения проблемы, когда личность "сканирует", т.е. производит поиск исследуемых вариаций комбинаций в предсознательном и подсознательном и отбирает "нужные" среди них. Эти флуктуирующие потоки выбросов зонда интуиции являются как бы "излучением идей", ибо "мысленное излучение" - это "инсайт", внезапное озарение, когда интуиция внезапно даёт решение проблемы. Это "мысленное излучение идей" обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - интенсивность новизны и плотность потока выбросов зонда интуиции сильно флуктуирует в разных точках поля, меняя новизну, оригинальность идей.
   В то же время на процесс получения нового знания, новых идей оказывает тормозящее влияние знание личностью ученого парадигм в науке. Томас Кун в своей знаменитой книге "Структура научных революций" приводит массу примеров, когда знание парадигм в области исследования ученого тормозит момент открытия нового пути или даже не позволяет "увидеть" возможность реализации этого нового знания. Так, ученый и богослов Джозеф Пристли собрал газ, выделившийся при нагревании красной окиси ртути и, придерживаясь флогистонной парадигмы, считал, что полученный газ есть флогистон. Лавуазье, начал работу, которая привела его к открытию кислорода после эксперимента Пристли в 1774 году.
   "В начале 1775 года Лавуазье сообщил, что газ, получаемый после нагревания красной ртути, представляет собой воздух как таковой без изменений, за исключением того, что...он оказывается более чистым, более пригодным для дыхания" (38, с.86-88). В 1777 году Лавуазье пришел к выводу что это - кислород. Сам Пристли с таким выводом тогда не согласился. На него воздействовала флогистонная парадигма, она тормозила восприятие нового пути, "ослепила" Пристли .
   Но пойдем в нашем рассуждении далее. Мы обозначили через 0x01 graphic
- коэффициент торможения прохождению новых идей в сознание исследователя, а через 0x01 graphic
- плотность покрытия "интеллектуального экрана" исследователя старыми парадигмами. Тогда была вычислена проницаемость" (степень прохождения потока выбросов зонда интуиции в сознание исследователя).
   Это означает, "излучение" (инсайт) единичной интенсивности, пройдя "вертикальную" структуру психики за время 0x01 graphic
, уменьшает свою интенсивность до порогового значения, определенного в (15). Далее была вычислена интенсивность излучения новых идей (плотности потоков выброса зонда интуиции), достигающая сознания исследователя в конечном виде как оригинальное решение проблемы.
   Мы пропускаем математические выкладки исследования (15) и переходим к выводам.
   Рассмотрение вероятностной модели поля флуктуирующей плотности потока выбросов зонда интуиции в креатологии позволило сделать неожиданные выводы.
  
   1. В процессе творческой деятельности, связанной с получением новых знаний, особенно открытий в какой-либо области ученый порождает "мысленное поле знаний".
   2. Мысль есть свет, пролитый в душу ученого-исследователя. Этот свет представляет собой Луч Божества, несущий "озарение", инсайт, интуитивное прозрение, дающее открытие. Развитие научных знаний происходит не стихийно, а направляется Божественным Промыслом в нужную сторону.
   3. Каждый промежуточный "инсайт", каждая рождающаяся новая идея, проходящая в сознание, есть результат процесса бессознательного мышления в ходе решения проблемы, когда личность пронизывается нетварной Божественной энергией, светом. Флуктуирующие потоки выбросов зонда интуиции являются как бы "излучением идей". Это "мысленное излучение идей" обладает разной интенсивностью в различные промежутки времени. Эта интенсивность - вследствии флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя зачастую к кардинальному повороту в той или иной научной области.
   Эти "световые волны", это излучение мысли у разных исследователей имеют разную "силу". Сила мысли (например, для ученого исследователя или, беря более широко, для любого творческого человека в любой сфере деятельности) равна силе света. Мощь силы мысли, мысленного излучения порождает новизну открытия в науке. Чем больше "мощь мысленного излучения", тем вероятней появление новой парадигмы в науке. Большинство мыслей, оказавших самое глубокое воздействие на развитие науки, вообще появились не от влияния сложившихся парадигм и их сила не зависела от степени знания всех господствующих научных взглядов. Знание, появившееся вследствии интенсивной научной творческой работы становится новым знанием, как бы "застывшей мыслью". Оно немедленно начинает воздействовать на массу ученых и эта новая парадигма с течением времени начинает тормозить возможность появления новых открытий в данной научной области. Интуиция дает основание для появления нового "скачка" в науке. Процесс познания начинается с трансцендентного уровня, с непосредственного просвещения исследователя светом, исходящим от Отца светов. Это кажется загадочным для тех, кто не задумывался над процессом собственных открытий, кто, имея статус ученого, привык полагаться на культ разума.
   4. Существует единый источник новых знаний в науке и религии. Это Божественный свет, Исхождения (Теофании) Божества в творческую личность. Этот свет непознаваем, ибо Бог непознаваем. Господь дает тем, кто ищет мудрости, этот свет, но можно ли постичь Метазакон, Код жизни?
   Ибо свет Божественный настолько прост и сложен одновременно, что невозможно объять его простоту и измерить ограниченным человеческим разумом его сложность. Различные теории дают бесчисленные приближения к пределу, но предел никто не может достигнуть. Вот поэтому смена парадигм бесконечна, пока существуют дерзновенные умы, ищущие научной истины.
  
   Чем глубже ученые изучают Вселенную, чем больше открытий они делают на основе своих интуитивных озарений, тем больше обнаруживают в мироздании свидетельств порядка, разумного устройства и умного замысла - как сказал один современный астроном "отпечатков пальцев Творца".
  
   Мир есть таинство Божественного присутствия, средство единения с Богом. Нас окружает не мертвая материя, а живая и трепетная, пронизанная токами Божественной благодати, реальность, - свидетельствует епископ Диоклейский Каллист.- Вся вселенная - тот куст, перед которым стоял Моисей в священном трепете, неопалимая Купина, исполненная пламенем Божественной силы и славы (39, с. 8).
  
   Это мощное исхождение Бога из сущности Его вовне, эти нетварные потоки Божественной энергии, Лучи Божества, пронизывают каждый элемент, каждую самую малую частицу тварного мира. Бог есть Свет, и исхождение из Него есть Свет. Теофания буквально означает "Богоявление", исхождение Божества. Св. Григорий Палама доказал, что Лучи Божества, пронизывающие всё, есть Сам Бог, неизреченно присутствующий в каждом проявлении благодати. Итак, весь созданный Богом тварный мир является образно "морем света", невидимого присутствующего везде. Это свет от Отца светов исходит. Поэтому через "рассматривание творений" (Рим. 1, 20) открывается "невидимое Божие, вечная сила Его и Божество" (Рим.1, 20).
   Творением из ничего Бог устанавливает как бы два центра: вечный и тварный, в недрах "бесконечной" вечности появляется "становящееся абсолютное" - второй центр.
  
   Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию. И в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя говорить об Его бытии. Творя мир, Бог тем самым и Себя ввергает в творение, Он Сам Себя как бы делает творением. Бог истощается в ничто, превращая его в материал для Своего образа и подобия (о. Сергий Булгаков, 40, с.178).
  
   Бог дает полную свободу актуализации в тварях, сам становясь потенциальным. Он хочет жить в тварях, сам становясь потенциальным. Как первоисточник бытия Бог всегда в мире, всё держит десницею Своей, но мир в то же время пребывает вне Бога, погруженный в тварное самобытие, т.е. в ничто. Мир, как Откровение Божества есть Теофания. О. Сергий Булгаков полагает, что Бог, не ведая зависти, хочет жить в тварях и становиться в них. Он чтит природу твари, которая есть ничто, больше собственной мощи, ибо хочет Себя, в творении, в нем - в другом - желая иметь друга, независимого по отношению к Себе хотя и всецело Ему обязанного бытием.
   Теперь рассмотрим действие света - мысли в системе "творческая личность - интеллектуальный потенциал общества".
   Теофания, это Божественный свет, нисходящий на творческую личность (неважно, в науке или в искусстве происходит процесс творчества). Теофания делает человека "энергийной иконой", ибо исследователь создан по образу и подобию Божию. Теофания "проливает" на исследователя "световые волны", излучение света.
   Теперь рассмотрим проблему Теофании несколько с иной стороны. Бог творчески полагает природу и, следовательно, творит и её закономерность. Поэтому творчество Божие безгранично, неисчерпаемо, неистощимо, безмерно, нет внешнего предела Его всемогуществу, всё Бог устанавливает волею своею. Однако к тварному бытию Бог обращается не безмерностью, точнее не сверхмерностью Своею, но всему полагает меру, закономерность, облеченную силою принудительности. Давая свободу твари, Бог отказывается от своего всемогущества на деле и вступает в сотрудничество с тварью (в нашем случае с ученым - исследователем). Это соединение Божьего всемогущества с тварной свободой, которая не существует вне ограниченности, есть основа тварного бытия. Творение является поэтому и "промышлением" о твари (талантливом исследователе), Вседержитель есть и Промыслитель. Однако это промыслительство не следует понимать в смысле механической предопределенности, уничтожающей творчество и свободу и превращающий мир в некий часовой механизм, а Бога в своевольного и капризного тирана, создающего себе живые игрушки. Божественное Промышление, раз Оно допустило тварную свободу и вступило с нею в реальное взаимодействие, влияет на мир творчески, всегда оригинально и в соответствии действию тварной свободы. Провидение действует с абсолютной находчивостью и изобретательностью, направляя всякую творческую комбинацию твари (талантливого ученого) к благу с наибольшей целесообразностью. Пути Промысла для нас непостижимы и неисследимы, но надо верить в их абсолютную верность и безошибочность.
   Таким образом, божественная энергия - мысль, появившаяся в процессе интуитивного прозрения (инсайта), не зависит от влияния сложившихся парадигм и её сила не зависит от степени знания всех господствующих научных взглядов, а напрямую является Теофанией.
   Знание, появившееся вследствии интенсивной научной творческой работы при невидимом участии Бога, становится новым знанием, как бы "застывшей мыслью", а впоследствии новой парадигмой.
   Промысл Божий также находчиво и изобретательно направляет системы знаний (например, науку, культуру, искусство) к благу с наибольшей целесообразностью. Теофания Божия, излучающая множество Лучей Божества (благодать), формирует интеллектуальный потенциал общества.
   Что же приходиться на долю индивидуально работающего ученого - исследователя? Ответ прост и одновременно неизреченно неясен. Никто не знает Промысла Божьего в отношении данного человека, но если он талантливый исследователь, значит, велик Дар Духа Святаго на нем пребывающий.
  
   Таким образом, познание человеком окружающего мира можно представить себе как единый Теофанический процесс, в котором Богу принадлежит ведущая роль. Познание представляет собой процесс просвещения ограниченного человеческого разума Лучами Божественной Мудрости. В основе процесса познания лежит интуитивный процесс. Энергия-мысль тотчас оформляется в форме результата исследования, научной истины.
  
   Здесь впервые сделана попытка исследовать роль интуитивного познания в процессе взаимосвязи творческой личности ученого с господствующими парадигмами в науке с точки зрения энергии мысли творческой личности под направляющим влиянием Божественной Силы, под влиянием Теофании.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"