|
|
||
Поморяне ранее занимали весь южный берег Балтийского моря. Свой славянский язык им удалось сохранить только в Польской части Поморянии: Кашубам, Кабаткам и Лебским СЛОВИНЦАМ. География сохранила о них память двусмысленно исказив славянское слово Поморяние в Померания. |
E-mail [email protected]
E-mail [email protected]
Поморяне !
Поморяне, (Брежане, Поморяне, Кашубы, Кабатки, Руяне (Руги?) - жители острова Руян - Рюген -
Буян (остров Руян известен нам из русских сказок как остров Буян - мимо
острова Буяна в царство славного Салтана) Лебские Словинцы ..., как славянский этнос сформировались на территории
Поморянии (немцы коверкая славянское имя земли Поморяния говорят оскорбительно
Померания) простирающейся от устья реки Висла на востоке и далее на запад за
устье реки Водра (Одра), включая земли к югу от острова Руян - Рюген и сам
остров до земель славян -БОДРИЧЕЙ.
Сегодня поморянами - кашубами себя в Польше называет 500
тысяч человек (по данным газеты Виктора Юнак "СЛАВЯНЕ" 1993г.), сохранивших
славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации.
Этноним КАШУБЫ
имеет древнее
происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более
западные районы Поморянии включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег, в 13
веке Кашубией называли и западную Поморянию, а поморянские князья титуловали
себя князьями Кашубии. Возможно сами поморяне издревле себя именовали кашубами
(весьма вероятно, что кашубы - древнее название одного из племён поморян, имя
которого распространилось и на другие племена поморян, как общий этноним, на
раннем этапе их консолидации. Или что более вероятно, в Поморянию пришло, и заселило её, славянское племя КАШУБЫ, но поскольку ландшафт того времени не способствовал сохранению единства племени, то оно распалось на малые грыппы, при этом сохранило память о том древнем имени славян заселивших Поморянию), а поляки привнесли им этноним поморяне.
В 6 - 10 веках в Поморянии среди славян существовали
многочисленные мелкие племена пыжичане, волиняне, выжичане, ... (сохранение
мелких племен было обусловлено свойством славян селиться и жить по берегам рек.
А реки в основном в Поморянии мелкие и впадают в Балтийское море и это
определило сохранение мелких племен, не объединившиеся в большие племенные союзы
в результате отсутствия надёжной взаимосвязи. Поселения поморян
сосредотачивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных
почвах, местами на чернозёмных. Во второй половине 11 - начале 12 веков поморяне
дошли до заболоченной широкой долины Нотеци.). Но постепенно поморяне стали
объединяться в более крупные племенные союзы, одно - это басейн рек Реги и
Парсенты - семь племён, поселенческой единицей в ней были большие городища,
второй союз племён между рек Вепжей и нижней Вислой, состоявшее из 8 племён,
основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища.
Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по
основным способам добывания пищи. Как и у всех славян, основой хозяйства поморян
являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным
промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в
начале средневековья - и овёс. В 7 - 8 веках преобладала в питании говядина, но
в последующие столетия её почти полностью заменила свинина. В просторных пущах
были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В 11 - 12 веках дичь стала
занимать кое - где значительное место в питании. Многие реки и озёра и море,
способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с 6 - 7 веков поморяне
занимались варением соли; около 1000 г. поморянские солеварни получили
известность далеко за пределами Поморянии.
Начиная с рубежа 8 - 9 веков специфика Поморянии
благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал
динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию
экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши - солёная селёдка. О
развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в 12 веке сеть
торгов, которые устраивались, например в Щецине два раза в неделю.
В течение 9 века некоторые славянские поселения у устья Одры,
такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преоброзовывались в регулярно,
плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселялись
ремесленниками, рыбаками и купцами. Население это было в своей основной массе
свободное, отягощённое только соответсвенными данями и повинностями в пользу
публичной власти. Кое - где поселялись пришельцы, которые пользовались
значительной свободой действий.
Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более
"городской", чем "племенной", характер (Волин, Щецин...). Это позволило назвать
политические союзы у поморян у устья Одры (Водра) "городскими республиками". Сопротивление поморян польскому государству Пястов можно
объяснить наличием сильной власти у их знати, занимавшихся торговлей и морским
разбоем.
Польское государство образовалось на берегах реки Одра - Водра
(ВОДА) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением
устьем реки Водра (Одра) в силу самого географического положения, молодого
польского государства, имело существенное хозяйственное и политическое значение,
для получения выхода к морю. Поэтому князь Мешко 1 начап борьбу в 972г. за
овладение устьем Одры. В 990 - 992г. рубежи Польского государства через Водру
вышли к берегам Балтийского - Вендского моря. Но уже в 30 - е годы 11 века в
период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав
Смелый утратил владычество над поморянами. Из - за сопротивления со стороны
жителей поморянских городов, польские князья стали искать выход к морю в другом
месте, для этого был увеличен Гданьск у устья Вислы в конце 10 века.
Присоединение Поморянии к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие
общественно - политический последствия для этих земель. Многие грады были
уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в 12в. функции кастелянских центров,
были расширены. В колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный
центр. В 12 веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную
Поморянию с городом Гданьск и поставить в политическую зависимость князей
западной Поморянии (Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом
подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы
своего строя , это видно в функционировании системы даней и повинностей,
организации двора, администрации, судов и др.).
Заселение земель Северной Руси славянами шло, не как раньше
думали с нижнего Поднепровья, а с западных славянских земель, южного берега
Балтийского моря: земель поморян - Поморянии, земель
ободритов - Вендланд
С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны
славян: кривичи, создавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков,
и словене, создавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье
(Словинцы - словене расселившиеся на Руси известны нам, как словене ильменские и
они из Поморянии принесли с собой систему народовластия - НОРОДНОЕ ВЕЧЕ
(Новгородское Вече) и систему городской республики, в то время
новгородские земли варяги называли страной городов -Градарика).
Радимичи и вятичи "пришли от ляхов". Как ныне установлено, славяне
не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в неё к 8 веку, заселив
Поднепровье и бассейн рек озера Ильмень.
ПОМОРЯНИЯ представляла собой союз аристократических
республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера
в главного небесного бога - Владыку Мира (Византийский историк Прокопий
писал в 6 веке о славянских верованиях: "Славяне признают одного Бога, создателя
молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары... Они
покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам..."), а
также других богов - его детей и внучат. Богам посвящались храмы и рощи. Старший
из детей звался СВЯТОВИТ. Существовал Святовит с тремя головами -
Триглав, а также бог ада - Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива,
бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту
поклонялись в Радигоще - городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще.
Все эти божества были общими для большинства славянских племён. Кроме них
существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды
и семьи. В сложном ареопаге богов балтийских славян значились Сварог, Даждьбог -
сын Сварогов, Стрибог, Жива, Радигост, Яровит, Тряс, Руевит, Морена, Рановит,
Прано - Перун, Чернобог, Белбог, однако верховным божеством всех славянских
племён считался Световит (Святовит - "Святой Свет" или "Святой Светлый").
Великолепный храм его находился на острове Руяне (Рюген- Буян) в
городе Аркона. Свято
вит представлял из себя изваяние больше человеческого роста с четырьмя головами.
На побережье, в городах Щецин и Волине, стояли Триглавы - идолы о трёх головах;
был и пятиглавый бог. В дальнейшем под влиянием скандинавской экспансии Световит
стал главным богом войны, мифологическим символом сопротивления - с кубком и
охотничьим луком в руках и более поздним седлом, уздою и боевым мечом подле...
Кроме каменного четырёхликого Збручского идола, были
многоглавые боги у славян, живших на острове Руян -Рюген (Ругин) и на балтийском
побережье. Световит в граде Аркона - это большой, превосходящий рост
человеческий, кумир, с четырмя головами. В другом граде Руяна - Коренице было 3
храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руневита, о семи
лицах, семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе. В другом
храме находился идол Поревита о пяти голов и в третьем - идол Поренута о четырёх
лицах, а пятое лицо было на груди. Важнейшим в Поморянии был Триглав, истуканы
которые находились в Щецине, Волине и других местах. В Браниборе (Бранденбурге)
тоже был трёхглавый идол. Это всё показывает на сколько древнеславянская религия
была близка религии ариев переселившихся из Европейской России в Индию. Этноним
арии многие тысячелетия назад означал "ПАХАРИ", а затем стал названием
господствующего народа Индии. Слова АРИИ - пахари имеет схожий смысл и у всех
балто - славянских народов: по литовски пахать - arti, ariu, пахарь - arijas,
латышская art, ar'u, сербохорватская - орати, польская -orac, чешская -orati,
старорусская - орати, в современном русском языке есть выражение перекуём мечи
на орало, орудие землепашества. и т. д. В Индии же слово aryia приобрело
значение благородный - верный.
В 9 веке в Поморянии существовали крупные укреплённые поселения
(Щецин, Волин, Колобжег) с густой регулярной застройкой, как центров
политических объединений, была развита торгово - ремесленная деятельность, а имя
острова
Узедом - говорит о том, что поморяне активно
освоили Балтийское - Вендское море в своих мореплаваниях и приплывая
говорили УЖЕ ДОМ. С
10в. существует политическое объединение с центром в граде Волин, жители
которого именуются Волыняне. В 1046г. к императору Генриху3 прибыл вместе с
правителями Польши - князем Казимиром, Чехии - князем Бржетиславом, князь
Поморянии "Земузил". Предполагается, что славян поморян так назвали их и их
землю Поморяния южные их соседи славяне Польши, это имя восприняли и сами
поморяне, при этом сохраняя и другой этноним - кашубы. В 11-12в. князь Поморянии
совершал походы на Польшу, к 20-м годам 12 века в состав Поморянии вошли
обширные славянские земли лютичей за Одрой (Водра). Воля князя была непреклонна
для всех поморян, когда князь поморян зимой 1107-1108 при встрече с польским
князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и
объявил себя верным ему рыцарем и слугой, то польский князь после этого смог в
течение 5 недель покорить почти всё княжество - Поморянию без единого
сражения.
В 1110г. польский король Болеслав Кривоустый присоединил славян
Поморянии - поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше,
князья поморян при этом не лишились своих уделов.
В 40 - 60 -х годах 12 века Поморяния представляла собой
федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин,
решения которого были значимы для других княжеств и городов. Жители Волина
говорили, что примут христианство, если это сделает Щецин. Щецин представлял
интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.
Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический
центр - град, с окружавшей его территорией, на которой располагались другие,
более мелкие, грады. Верховный орган - Народное собрание - ВЕЧЕ собиралось в
граде, но в нем участвовало славянское население и из сельской округи града.
Так, для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ
бесчисленный - язычники из деревень и градов.
В 12 веке у поморян сложилась своя знать из людей имеющих свои
дружины, владеющих кораблями, на которых они занимались торговлей и пиратством,
имевших богатые поместья, где трудились пленные и должники. Знать составляла
особый орган - совет, на котором она одни вопросы решала, а другие
предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на вече. Жрецы входили в состав
совета даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене религии. В Щецине языческие
храмы были местом где знать устраивала свои пиры, здесь вельможи пили из кубков,
хранившихся в храмовой казне. Жрецы становились членами знатных родов, что
обеспечивало единство интересов знати и жречества. Здесь культ главного божества
- покровителя земли занимал центральное место в общественной жизни. В храмах
хранилась казна, состоявшая из приношений и военной добычи и являвшаяся общим
достоянием. Общество поморян характеризовали, как "городская республика",
но всё таки ВЕЧЕ оставалось верховным органом поморян. Стихийно
созывалось вече, и его решения выполнялись всеми, в 1126г. во время эпидемии, в
1128г. в Вологощи, где жители постановили сохранить язычество, хотя знать дало
согласие на введение христианства. Знать не обладала достаточной военной силой,
чтобы подчинить участников веча своей воле, когда участвовать в вече могло всё
свободное население города и округи. Княжество поморян - Поморяния представляло
собой федерацию земель - мелких княжеств, каждая из которых не превышала
размеров, необходимых для участия в деятельности веча всего населения. Верховный
князь поморян имел в своём распоряжении значительную дружину: в 1124г. князь
Вартислав встретил миссионеров в сопровождении нескольких сотен воинов, о чём
они пишут. В граде Камень находился княжеский центр, там постоянно проживала
жена князя и его гарем, принимали крещение дружинники, там же находились
княжеские владения и их управляющие. Хотя в Камне существовало вече, руководила
им княжеская власть: решение о принятии нового культа было принято здесь по
предложению жены князя ещё до приезда миссионеров. Подобный центр князя был и в
Узнаме (Узедом). Князь выступал, как военный предводитель и верховный глава
Поморянии в сношениях с соседними славянскими государствами: его "поцелуй мира"
с Болеславом Кривоустым скрепил мирный договор между Польшей и Поморянией. В
княжеских дворах градов Поморянии, совершившие проступки, могли найти убежище от
своих преследователей. Эти функции князь мог выполнять лишь постольку, поскольку
его политика совпадала с интересами знати.
В 1124г. во время первой поездки Оттона Бамбергского в
Поморянию, когда князь поддержал христианскую миссию, а главные грады поморян
Щецин и Волин отказались принять новую религию, князь оказался не в состоянии
обеспечить безопасность миссионеров, разместившихся на княжеских дворах, а не то
что повлиять на решения народных собраний в наиболее крупных градах. В 1128г. во
время войны Щецина с князем Вартиславом, войска Щецина разорили владения князя.
Верховный князь поморян был лишь военным и в какой - то мере политическим главой
федерации в Поморянии, но отнюдь не её правителем. Структура общества поморян
принципиально сходна с политическим устройством шведских земель в 9 - 11
веках.
Иным было положение на землях к западу от реки Водра (Одра),
земель славян - лютичей: черезпенян, долензян, редарей, поскольку здесь
власть князя была сильнее, поскольку эти земли были присоединены в результате
военной экспансии, а ею руководила княжеская власть. Вопрос о принятии
христианства на новых землях решался на общем собрании знати (бывших лютичей) и
наместников градов, созванном князем в его владении - Узноиме (Узедом). Вече
Вологощи, крупного града, постановило сохранить язычество и не впускать к себе
христианских миссионеров. однако пришлось изменить решение, когда к городу
подступил князь с воинами.
В 50 - 60 -х годах 12 века Ратибор, брат Вартислава, и его
преемники пожаловали первым в Поморянии монастырям в Столпе и Гробе небольшие
земельные владения, доходы от различных проезжих пошлин и пошлин с торгов,
корчем, соляных варниц, а также права на ловлю рыбы в разных частях Поморянии.
Папская булла 1140г. епископству Поморянии подтверждала его права на имущество и
доходы. В Поморянии важнейшим источником доходов господствующего класса была
централизованная эксплуатация свободного славянского населения. Новшеством стало
во второй половине 12в. право князей чеканить монету.
Именовался официально князь поморянии, как князь поморян и
лютичей, а в княжеских грамотах 13 века Поморяния обозначается как СЛАВИЯ, это
свидетельствует об консолидации поморян и лютичей на основе признания
общеславянского происхождения и необходимости противопоставить Поморянию как
особое славянское государство соседним княжествам подвергнувшимся скандинаво -
немецкой экспансии.
В выписке из грамоты 1159 года о доходах князя Ратибора в
Поморянии и его супруги Прибыславы говорится: "В области Ванцлавской деревня
Гробно, крепость Узноима, крепость Щецина; на реке Одра деревня Челехова,
крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область
Словинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревни
Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград".
В 1168г. датчане- датский король Вальдемар1, получивший
имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха и совершивший около
двадцати походов на балтийских славян, ворвался в крепость славянского острова
Руян - Рюген Аркону, разрушил храм -святилище Святовита (славянского
бога), уничтожил его статую. Позже на остров Руян пришли шведы, за ними
немцы. В 1177г. датчане и саксонцы подавляют славян Поморянии.
Но всё таки дошли до наших дней отголоски
прежнего славяноязычия местного населения острова Руян - Рюген, следы
древних верований, обожествлявших природу, например у мыса Герген -
Горный стоит огромный гранитный утёс Buskahm- Божий Камень, есть
урочище Swantegara- Святая Гора, в устье реки Дивеновы деревня
Swantust-Святое Устье; и сегодня на Рюгене - Руяне в названиях местечек
звучат славянские понятия - Позериц - Поозёриц, Густов, Мёдов... всё это
говорит, что местное население постепенно становилось немецкоязычным сохраняя
прежние родные названия, а если б была полная смена населения, то и прежних
названий не сохранилось- некому было бы помнить о них. Память о славянском
характере острова Руян - Рюген
- Буян и былой гегемонии
славян в Балтийском - Вендском море сохранилась в сказаниях славян
переселившихся на Русь и каждый русский помнит слова А.С.Пушкина: "И лежит нам
путь далёк, мимо острова Буяна (Руян) в царство славного
Салтана...". Остров Руян
(Рюген)
занимает площадь почти в 1000 квадратных километров, его меловые скалы глядят в
море, всё его побережье изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в
которых так удобно было прятаться ладьям славян-варягов (Варяг- означает
"солевар" от слова варити, то есть выпаривать-варить соль, отсюда и название
варешка- варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожёгов, а в
последствии варешка пригодилась и зимой для защиты рук от мороза. Вываренная
соль была дорогим товаром поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и
сплочены для защиты в дороге своего продукта. Первоначально варяги были целиком
из славян, а в дальнейшем в их число, повидимому,
стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии, в дальнейшем сплочённые
варяги включились в борьбу за гегемонию на землях восточных
славян.).
Пока в Польше существует славянский этнос КАШУБЫ - Поморяне ни кто не может
предьявить Польше претензии на эту славянскую землю Поморянию. Но опастность есть,
в конституции Германии существует 116 статья, по которой предпологается присоединить
к Германии славянские земли: Поморяния, Силезия и Прусия, как это уже произошло
3 октября 1990 года с землёй лужицких сербов - ЛУЖИЧАН Лужицей - Лаузиц.
Славянскую землю - Лужицу не признают как территорию имеющую право на сохранение
целостности, хотябы в составе одной из земель ФРГ. Ведь Лужица была включена в
состав Германии, как Лужицкая марка, так что можно сказать журналистке E.Wiibe
с радиостанции "Немецкая Волна" DW, что лужичане имели свою государственность
и административную единицу в составе Германии.