Феномен "нахал" в психологии обозначен поверхностно, вероятно из-за многообразия явлений попадающих под эту категорию; обычно считают, что это дерзкое поведение, с использованием скандальных средств, посягающее на принятые нормы в обществе.
Иногда нахальство проявляется как выражение протеста (не обоснованного, человек, что-то недопонял и посчитал себя ущемленным); проявляется внешне в форме: повышенной громкости голоса, фиксирования собеседника взглядом (взгляд в упор, имеющий презрительное значение - "кто ты таков?"), попытки каким либо действием или высказыванием - смутить собеседника, плетением интриг и использованием беззастенчивой лжи. Отмечается также назойливость, наглость, бесцеремонность в отношениях с собеседником, со стороны НАХАЛА идет прощупывание возможной реакции противника, если предполагается солидный отпор, то НАХАЛ, скорее всего, будет искать себе другую жертву, НАХАЛ + НАХАЛ не совместимы.
Нахальство на примитивном уличном уровне - предпосылка (начальная фаза) к активному действию: нанесению побоев, разрушению материальных средств или, наоборот, за счет нахального поведения, подавляющего сопротивления жертвы, получение от неё каких-либо материальных благ (компенсации).
Основные характеристики понятия - то, чего домогается НАХАЛ, сформировав ЗЛОЙ УМЫСЕЛ, и претворяя его в жизнь применяя действия, не попадающие под разряд криминальных (нахала нельзя привлечь к ответственности). Он добивается от своего противника - материальных благ.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Значение: разг. беззастенчивый, грубо бесцеремонный человек.
Этимология декларируется по Максу Фасмеру (вставки неизвестного автора)
(Происходит от на- + -хал-, далее из праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) русск. нахал, охальник, подхалим, болг. охален "зажиточный"; с др. ступенью вокализма: болг. охолен "довольный", охол "надменный", сербохорв. охол "высокомерный, чванный", о-хола "высокомерие, чванство", словенск. оhоl "надменный", также холить, холень "неженка". Далее, сюда же шалить. (???)
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Нахал, нахальный. Прежде всего связано с болг. охален "зажиточный"; с др. ступенью вокализма: болг. охолен "довольный", охол "надменный", сербохорв. охол "высокомерный, чванный", о-хола "высокомерие, чванство", словен. оhоl "надменный", также холить, холень "неженка". Далее, сюда же шалить; ... перечень авторов. Ошибочно сравнение с греч. σαλάκων salakon "хвастун, лгун", ... перечень авторов. Лит. šėlytis "валять дурака, строить рожи", которое Маценауэр (LF 11, 174) сближает с этим словом, заимств. из русск. шалить. С нахал связано охальник, подхалим (Соболевский, РФВ 71, 444). (???)
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1983, с. 298; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_10.pdf
Нахал - тот, кто приходит незваным, XVII в. Нахаломъ - непрошенно, насильно, 1684 г. Нахальный - врывается силой. XVII-XVI вв.
б) Русский литературный язык второй половины XVII в.; ksana-k.narod.ru/Book/meshj/01/gl9.htm
"В картотеке Древнерусского словаря XVII веком датировано появление таких слов, как матушка, батюшка, проснуться, подраться, знатно (сильно), беспамятно, красивый, НАХАЛ и т. д.".
Исследователи отмечают, что до XVII в. русский язык был "душеполезным" (т.е. официальным языком Церкви), в ходе налаживания типографского дела в России в кон. XVI века появилась необходимость в корректировании христианских текстов; написанные от руки они выполнялись по правилам разных переводческих школ и содержали много ошибок переписчиков и переводчиков. В связи с расширением контактов с Европой к середине XVII в., в русскую лексику было вброшено масса иностранных слов, в основном польских, т.к. культурные связи России с Европой проходили через Польшу.
в) Словарь Академии Российской, 1789
В словаре нет отдельной статьи к термину НАХАЛ, понятие употребляется как вспомогательное разъяснение (всем понятное), к приведенным ниже терминам:
г) Словарь церковнославянского и русского языка, 1847
В этом словаре происходит выделение понятие НАХАЛ в отдельную статью, вероятно в связи с его употреблении в произведениях русских писателей и поэтов первой половины XIX века.
3) Обобщение и вывод
Никто из исследователей не истолковывает слово-понятие в библейском духе и букве, хотя мораль у нас - иудейская. Приведенное Максом Фасмером истолкование термина - неудовлетворительно, не ясна связь понятий НАХАЛ и ОХАЛЬНИК, ПОДХАЛИМ, и отношение с балканскими терминами со значениями: надменный, зажиточный, довольный, высокомерие, чванство, неженка?
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, тем более что исследованием этой связи никто не занимается, нет "следов" этимологий на основе идеологии и сакрального языка иудеохристианства.
4) Библейское и талмудическое право
Согласно Талмуду (объясняет и детализирует краткие положения Библии), преступлением называется совершение человеком действия имевшее РЕЗУЛЬТАТ и попадающие в категорию действий запрещенных по Закону под страхом наказания, на это прямо указывает специальный термин Талмуда "ЛО" - не делай.
Преступление должно быть внешним, осязательным, с видимым результатом, поэтому талмудическое право не карает за оскорбление словом, хотя есть исключение, за называние человека "незаконнорождённым" полагалось телесное наказание, что, скорее всего, имело корни в практике наследования имущества, а не наказания за оскорбление словом.
Если действие способное произвести преступный результат, не причинило его в действительности, то имеется "покушение" (попытка совершить преступление), по Талмуду "покушение" всегда остается НЕНАКАЗУЕМЫМ.
НАХАЛ использует "дырку" в теории древнего законодательства, его нельзя привлечь к ответственности, он какое-то время до претворения ЗЛОГО УМЫСЛА в жизнь может экспериментировать безнаказанно, проверять реакцию намеченной жертвы, просчитывать все возможные варианты действия.
На древнем еврейском законодательстве строилась вся жизнедеятельность европейцев, поэтому русское понятие НАХАЛ появившееся в XVII в., скорее всего из Польши или Литвы, где было значительное еврейское население, необходимо должно быть связано с терминологией Библии и Талмуда.
* См. Еврейский и библейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 307; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_307.htm
в) Библейский образ
В текстах Библии термины Н.Х.Л. НАХАЛ, НОХЕЛ и др. производные применяются более 50 раз.
* Бытие 37:18. Основополагающий сюжет об Иосифе, братья замышляют убийство Иосифа: "и стали умышлять (ивр. Н.Х.Л., злой замысел) против него, чтобы убить его".
* Числа 25:18. Израиль начал "блудодействовать с дочерями Моава", Господу это не понравилось, последовало указание: "И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу". Моисей не посмел казнить начальников, но дал команду казнить замеченных в поклонении языческому божеству Ваал-Фегору: "Ибо они враждебно поступили с нами в коварстве (ивр. Н.Х.Л.) своём".
* 1 Паралипоменон 19:5. Давид посылает своих слуг к сыну умершего царя Аммонитского (последний помогал Давиду) с соболезнованиями. Сын умершего посчитал слуг разведчиками и поиздевался над ними - обрил бороды и обрезал одежды, такие действия считались БЕСЧЕСТИЕМ. "И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так они были очень обесчещены (ивр. Н.Х.Л., коварство)".
Из контекста большинства стихов ясно, что под понятием НАХАЛ (ивр. Н.Х.Л.) понимались замыслы действий направленных против Закона, существующей власти и конкретного человека. Эти действия носили "пробный", оценивающий характер - как среагирует человек или власть на определенное деяние?
Таким образом, слово принадлежит лексикону иудаизма, фиксируется в ходе русско-польских контактов XVII вв. Ссылки на праславянскую терминологию (кто её знает?) необоснованны; нет основания, на которое можно было бы опереться: нет текстов, алфавитов, идеологии, мы практически НИЧЕГО не знаем о славянах, они исчезли в период христианизации.
Анализируя работы, посвященные этимологии, исторической географии, ономастическим фактам приходишь к мысли, что всеми этими научными дисциплинами просто никто не занимается, нет Системы.
Цена вопроса - развитие общества, пока мы не привяжем общество к одной идеологической системе, а соответственно и терминологической - развития не будет, в "многообразии" продолжится вечный кризис, хаос и неустроенность людей, Царства Божьего не наступит.