Деревня ЧЕНДЕМЕРОВО (ЧЫЛДЕМЫР, ЧИЛДЕМИР, ЧЕНДЕМЕРОВ)
Является центром сельской администрации. Находится в 5 км от центра муниципального образования "Сернурский район", поселка Сернур.
Основана в начале XVIII века переселенцами из деревни Большая Кок-лала. Названа по имени одного из братьев-первопоселенцев Чылдемыра. В 1810 году в 81 дворе проживали 284 человека, к 1917 году осталось 36 дворов, 146 человек. Часть семей уехали в Башкирию. В 1885 году в 19 дворах проживали 52 мужчины и 54 женщины. К 1925 году население увеличилось до 143 человек, числилось 23 хозяйства. В деревне работала столярная мастерская, принадлежавшая И.Р. Павлову. В 1931 году жители деревни объединились в колхоз "Йошкар пеледыш". В него вступили 13 семей: 6 - середняков и 7 - бедняков. Обобществили 8 лошадей, 10 коров, 9 телят, 20 овец, 20 ягнят.
Около деревни находится священная роща - Кереметь (Кереметище).
В 1933 году карт Т.И. Колесников организовал моления в священной роще Мер кюсото. За это был выслан.
К 1940 году в колхозе состояло 159 человек, 31 двор. Председателем в 40-е годы являлся П.М. Богданов.
В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 36 человек, 16 погибли. На территории деревни установлен памятник-обелиск воинам, погибшим за Родину.
Рядом с деревней протекает река Нолька (сернурская - не путать с Нолькой в Медведевском р-не), она впадает в реку Лаж, которая, в свою очередь, является правым притоком реки Немда.
ДУХИ УШЛИ, ДЕРЕВЬЯ ОСТАЛИСЬ
(статья Александра Акшикова из газеты "Московский комсомолец в Марий Эл" ? 5 - 2005)
В Марийском крае есть рощи или группы деревьев, которые называют "кереметями". Когда-то марийцы приносили в этих рощах жертвы духам, которых называли кереметами. Одни марийцы верили в то, что это воплощение зла, и пытались жертвами задобрить их, другие считали, что это духи предков, покровители рода, и стремились заручиться их поддержкой в своих делах.
Мне приходилось видеть Кереметь недалеко от деревни Чендемерово Сернурского района. Она представляет собой группу старых высоких лип и елей, стоящих на берегу ручья. Здесь молились Керемету как покровителю рода. В последний раз жертвы были принесены здесь в 1947 году. Потом моления прекратились, а Кереметь сохранилась до сих пор. Вообще говоря, сейчас марийцы почти не молятся керемету, рощи, посвященные им, стоят заброшенные, и дым жертвенных костров не поднимается над ними. Но суеверный страх перед кереметами по-прежнему существует. Например, никто не рискнет срубить или повредить дерево в Керемети - расплата за это настигнет святотатца.
Сущность керемета загадочна, а роль его в марийской мифологии противоречива. Существуют предания, уходящие в седую древность, из которых можно установить, кто же все-таки такие кереметы. Известный марийский этнограф Валериан Васильев записал следующую любопытную легенду. Когда-то, в давние времена, Бог послал ко всем народам устроителей жизни. По мере того, как жизнь народов обустраивалась, посланники постепенно один за другим уходили. В свое время ушли они и от марийцев. Однажды мариец случайно увидел одного из посланников и попросил его помочь в хозяйственных делах. Посланец не отказал. В другой раз мариец увидел его у березы и снова обратился к нему с просьбой, на что тот ответил, что если будет нужда в нем, то пусть приходит сюда и просит его. После этого божьих посланников марийцы не видели. Их назвали кереметами. Хотя они и ушли, но все же продолжают помогать марийцам. Согласно этому преданию получается, что Керемет - это не нечистый дух, а посланник божий. Надо сказать, что сюжеты о посланцах Бога, разумеется, в более широком смысле, довольно распространены в мифах народов мира.
Как же так получилось, что кереметы прослыли нечистой силой? Очень просто. После вхождения Марийского края в состав Российского государства в край пришли русские, исповедующие православие, и среди марийцев начинает распространяться христианство. Так как кереметы не вписывались в систему христианского мировоззрения, то среди русских они прослыли как нечистая сила, затем это мнение перешло к православным марийцам, а от них в какой-то мере даже к марийцам-язычникам. Лишь восточные марийцы (живущие ныне на территории Башкортостана) сохранили память о настоящей сущности кереметов. Ученые-этнографы давно заметили следующую закономерность. Когда сталкиваются мифологические системы разных этносов, случается так, что добрые существа одного народа становятся злыми силами другого народа.
Очень интересная статья Т. Михайловой про Марийские Кереметища
"Марийские священные рощи"
(г. Нижний Новгород, культурно-экологическое объединение "Китаврас", e-mail: [email protected])
О том, что в Нижегородской области есть действующие языческие храмы, я узнала в начале 1990-х гг., когда в составе фольклорной экспедиции университета под руководством Николая Морохина, председателя культурно-эко?логичекого объединения "Китаврас", ныне доктора филологических на?ук, колесила по северным ее районам. Конечно, храм - это громко сказано. На самом деле речь идет о священных деревьях и рощах - если они принадлежат одной семье их обычно называют кереметями, кереметищами, если всему окрестному народу - кюсото - "божий лес".
Марийцы живут у нас с незапамятных времен. Точнее, мы у них живем. Сегодня в Нижегородской области около 8 тысяч марийцев. Большинство из них в той или иной мере является носителями традиционной религии. В Шарангском районе известны? 25 священных рощ и деревьев, в Тоншаевском - 1, в Тонкинском - 4, Воротынском - 5, Воскресенском - 4. В 2000 г. число "природных святынь" увеличилось, так как была проведена массированная экспедиция и найдено кое-что новое.
Стихия накажет
По сути, священные рощи представляют собой самый настоящий "лес дремучий", живущий собственной жизнью, по собственным законам. Эти деревья никто не обижает, не трогает. И даже по?сле гибели они продолжают лежать и превращаться во что-то то, во что превращался древний лес. Это некое бессмертное, возобновляемое растительное сообщество.
Человек не имеет права не то что срубить дерево, даже собирать валежник, ягоды, грибы. По рассказам самих? марийцев, бывали случаи, когда за сломанную в кереметище ветку человек наказывался тяжелой болезнью. Конечно, можно считать это сказками, но...
В 1996 г. в Ромачинской священной? роще (Тоншаевский район) один из местных жителей спилил несколько деревьев. Хотел баньку построить, но не успел. Через две недели его парализовало. Теперь очень раскаивается, а деревья так в роще и лежат. Может быть, это и имеют в виду марийцы, когда говорят: "Стихия накажет". Причем правило неотвратимости наказания действует и в том случае, если роща уже не является "храмом".
С рощей этой связано одно происшествие. Лет пятнадцать назад строили рядом с ней плотину. Пруд подтопил рощу. Местные жители предупреждали мастера, что это плохо кончится для строителей. Те только посмеялись. Когда работа была закончена, отмечали работники на берегу пруда День строителя. Мастер, молодой человек, полез купаться, и что-то с ним в воде случилось. Через несколько часов после этого он умер. Морохину с леденящими душу подробностями рассказывали, как у несчастного сначала холодели ноги, потом руки... Смерть поднималась вверх по телу... И рассказывал это врач. "Да, - посетовали местные жители, - Мы же предупреждали".
Обед с богами
Когда мы бродили с экспедицией, все искали "правильную" религию: как нужно молиться, кто верховный бог, какова вообще иерархия. В конце концов Морохин пришел к парадоксальному выводу: искать ответы на эти вопросы бесполезное занятие, потому что в каждом населенном пункте свои правила игры, свой главный бог, свои местные боги, свои кереметы. Отличий очень много. Каждый населенный пункт вбирал два или три потока переселенцев с различными этническими корнями. В результате к нам попали элементы культуры коми, мери и других народов. В поселке Шаранга, например, две священные рощи. Люди в них молятся одним и тем же богам, но одни считают "правильным" днем среду, а другие - пятницу. Вот и выбрали себе даже разные "божьи леса". Глав?ных праздников обычно два - весной и осенью. Весной богов просят об урожае, осенью благодарят за него.
Перед тем как идти в рощу, мари обязательно моются, одеваются в чистую белую одежду (сейчас уже не обязательно в белую). Отправляются туда ночью, незадолго до рассвета. В некоторых селах принято расстилать перед собой домотканые дорожки, чтобы не мять траву в кереметище. Дрова приносят из дому. Вслед за жрецом молящиеся призывают своих богов. Поро Кугу Юмо называют верховного Бога - "Добрый, великий Бог". Кэц Юмо - Бог Солнца, Вюд-Ава - Богиня во?ды, Ур-Юмо - Бог леса, Мардеж-Юмо - Бог ветра, Тылзэ-Юмо -Бог Лу?ны...
Жрецами-картами назначаются те, кто лучше других знает как и кому нужно молиться. Потом приносится жертва. В некоторых деревнях Тоншаевского района в качестве главной жертвы приносили жеребенка. В других - гуся, петуха, барана. Марийские бо?ги любят белый цвет. Если нет белого животного, любое другое покрывали белой тканью. Хороши для пожертвования белые быки, бараны. В Воскресенском районе приносили пироги с изображением быка, гуся или лошади. Мясо жертвенного животного варили в котле. Самое главное в обряде - хорошо попировать с богами. И молящиеся поедят, и в роще что-то останется тем, кто там живет: зверям, птицам, богам.
Прийти в рощу, позвать богов природы, поесть вместе с ними трехслойные марийские блины, запить их домашним пивом - как вы думаете, после того, как пообедаешь с кем-то вместе, будешь потом его обижать? Так и здесь: боги поели с людьми, они не обидят больше. Остатки пиршества или оставляются, или сжигаются, или привязываются к деревьям. В зависимости? от надобности молятся разным богам и приносят разные жертвы.
"Моление - обмен между человеком и растением", - поясняет Морохин. Понять бы чем. Сейчас в научно-популярной литературе привыкли в таких случаях говорить: "Энергией". Но что это такое, никто не объясняет. Но ведь человек приходит и говорит какие-то добрые вещи дереву. А доброе слово, как известно, не только кошке приятно. Да и человеку хорошо около живого старого дерева, он становится сильней. В Астанчургской священной роще в нынешнем году был ремонт. Там сделали новые лавочки, помост, вешала для котла. Все это происходило перед весенними праздниками. Материалы, естественно, с собой принесли.
Здоровье требует жертв
Если лето жаркое, в кереметище идут просить о дожде. Помню, как в 1991 г. в одном из поселков старый карт предупредил нас, студентов: "Завтра в рощу не ходите. Мы будем моли?ться о дожде. А в понедельник (дело бы?ло в четверг) постарайтесь не уезжать далеко - будет ливень". Как ни был велик наш скептицизм, но в понедельник мы остались на базе. И лишь посматривали в окно на бушующую стихию.
Приносят жертвы и те, кто чем-либо заболел. Сначала, например, петуха, обещая в случае выздоровления гуся. Если не помогло, несут гуся, суля барана, и так далее. Говорят, помогает.
Я тоже в марийских рощах вылечилась, хотя и без жертв. А было это так. Наша экспедиция культурно-экологического объединения "Китаврас" обмеряла рощу возле одной из деревень. Вы?считывали площадь, описывали растительность, оценивали размеры самых больших деревьев. (Кстати, начало охране священных рощ в России было положено именно в нашей области в 1990 г. Методику подготовки охранных документов разработали в культурно-экологическом объединении "Китаврас". Сейчас по нижегородскому об?разцу работают в Республике Марий Эл и собираются работать в Киров?ской области, потому что объекты очень похожи). Вдруг у меня дико разболелась голова. Не помогали никакие таблетки. Болела она все две недели до возвращения в Нижний Новгород. Особенно резало глаза. Когда же я отправилась к окулисту, оказалось, что виной моих мучений было улучшившееся зрение. Очки, которые я ношу постоянно, стали слишком сильными для моих глаз.
акварельная зарисовка с фото:
зарисовка маслом -
Автор фотографий Иванов Александр Леонидович.
Фото сделаны в деревне Чендемерово Сернурского района Республики Марий Эл.
Также выражаем благодарность Надежде Пашкиной за присланные фото!
Информация и взята с сайтов:
- http://www.12rus.ru/
- Сайт гуманитарного экологического журнала;
- Википедия;
- www.VIPERSON.RU
- Сайт газеты "МК в Марий Эл";
ТУТ ССЫЛКА НА СТАТЬИ ПРО КЕРЕМЕТИЩА И КЕРЕМЕТА В ЛЕГЕНДАХ РАЗНЫХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ: