Толмачёва Галина : другие произведения.

Комментарии: Дай мне, где стать, и я сдвину Землю
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Толмачёва Галина (fedora@list.ru)
  • Размещен: 05/11/2003, изменен: 01/12/2003. 19k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Аннотация:
    на конкурс исторического рассказа. Публикуется впервые. Комментарии - на следующем рассказике
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Проза (последние)
    22:51 Уралов А., Рыжко "Псы Господни (Domini Canes)" (556/2)
    22:30 Чернов К.Н. "Армия, флот, вооружение (Записки)" (396/14)
    20:45 Цодикова А. "35 лет в Америке" (1)
    20:31 Дубровская Е.В. "Сила света и твоих слов" (1)

    Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    22:54 "Форум: Трибуна люду" (17/16)
    22:54 "Форум: все за 12 часов" (382/101)
    19:00 "Диалоги о Творчестве" (255/6)
    17:57 "Технические вопросы "Самиздата"" (232/3)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    23:49 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (313/33)
    23:49 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (592/6)
    23:47 Кулаков А.И. "Государь" (357/1)
    23:41 Буревой А. "Чего бы почитать?" (882/2)
    23:38 Бояндин К.Ю. "Генеративная музыка. Suno, " (55/6)
    23:36 Ф.Киркоров "Ад-8(2): Межсезонье, бессонница" (8/3)
    23:24 Софинская О.А. "Переводчик" (1)
    23:21 Березина Е.Л. "Гёдель в шоке" (2/1)
    23:18 Безбашенный "Запорожье - 1" (56/17)
    23:15 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (288/67)
    23:07 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (838/2)
    23:07 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (626/2)
    22:57 Коркханн "Угроза эволюции" (898/25)
    22:56 Nazgul "Магам земли не нужны" (898/14)
    22:54 Груша "Уездные страсти" (14/13)
    22:51 Уралов А., Рыжко "Псы Господни (Domini Canes)" (556/2)
    22:51 Грейс Д. "Супостат" (13/1)
    22:46 Ковалевская А. "Драконалёт "Архитектура осени"" (501/3)
    22:41 Баламут П. "Ша39 Бронетанковая" (448/22)
    22:30 Чернов К.Н. "Армия, флот, вооружение (Записки)" (396/14)

    РУЛЕТКА:
    Проект Альверон
    Если бы я был вампиром
    Заметил это в январе
    Рекомендует Бтум А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108580
     Произведений: 1671191

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    29/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Авраменко Т.Г.
     Алимов А.С.
     Алмаз А.
     Алтунин В.В.
     Анаста Г.
     Арав Р.
     Ас Д.
     Атаев Р.Т.
     Балашов Л.
     Бика К.
     Булатникова Н.В.
     Бусленко И.В.
     Бычков В.Н.
     Власенко Т.С.
     Вязьмина А.
     Гейгер Е.П.
     Гончарова Е.А.
     Граф М.
     Григорьянц И.Р.
     Григорян Р.
     Гутман А.В.
     Денисов А.С.
     Деточкин
     Довыдовский К.С.
     Дунев С.В.
     Илькевич Д.М.
     Кабанчук В.С.
     Каравка Я.И.
     Карнатовская А.С.
     Катериничев И.Е.
     Кашинский Д.В.
     Колесниченко Е.И.
     Колесов С.Г.
     Кравченко А.
     Кривцун К.
     Кузминский А.
     Лесовская М.Ю.
     Летушова Н.
     Либерт К.
     Лобанов В.
     Ляшенко А.
     Майлз С.Л.
     Минькова Н.В.
     Наоми К.Б.
     Невский А.А.
     Новиков В.В.
     Пересвет А.В.
     Пляж Л.
     Побережный А.Н.
     Позин А.И.
     Полещук А.В.
     Розакова А.Д.
     Романович Д.
     Русканд А.
     Ручко Л.
     Сельская Л.
     Семух Г.
     Середа С.
     Смирнов Е.С.
     Смирнова С.Н.
     Солдатенко Т.Н.
     Сурганова Н.В.
     Тасрка
     Уколов В.А.
     Уранова Р.
     Федорцова А.А.
     Филиппов Н.С.
     Хранитель Т.
     Шарапов А.М.
     Шестакова Е.
     Шумирр
     Ярга А.
     D. M.
     Luckman W.
     Pro100 M.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    28/11 Низовцев Ю.М. "О необходимости присутствия "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    25/11 Небов К. "Потерянный ключ от забытой "
    25/11 Пен-Пен "Я - Секретный Босс среди мобов!"
    1. Шляховер Евгений Владимирович (shlyakh@netvision.net.il) 2003/11/05 14:45
      Отлично!
      Удачи!
    2. Az (az_lit@list.ru) 2003/11/06 08:46
      Интересно!
      Особенно понравилось в конце, где Архимед видит сон!
    3. Толмачёва Галина (fedora@list.ru) 2003/11/06 11:18
      > > 1.Шляховер Евгений Владимирович
      >Отлично!
      >Удачи!
      
      Огромное спасибо Вам, Евгений!!!!
      
      Позвольте мне разместить в комментариях некоторые исторические ссылки и примечания, которые мне не удалось добавить в тексте, ибо они слишком увеличивали чисто килобайт.
      
      Примечание к новелле 'Сын астронома' ( 'Дай мне, где стать, и я сдвину Землю':
      
      Имя Архимеда ( ок. 287-212 до н.э.) издавна употребляется как синоним великого математика. Древние историки всегда упоминают его с благоговением. Существует много легенд о машинах Архимеда и даже о зеркалах, благодаря которым он защищал Сиракузы, топя и сжигая вражеские корабли. Какими именно были машины Архимеда до сих пор неизвестно, но несомненно одно - именно Архимед в течение двух лет успешно защищал Сиракузы от мощной римской армии. В конце концов римскому полководцу Марцеллу удалось ночью, когда сиракузяне предавались пьянству по случаю годового праздника в честь богини Артемиды, пробраться в город (возможно, используя подкуп и предательство) через отдаленные ворота.
      Несмотря на меры, принятые Марцеллом, занятие города сопровождалось грабежами и убийствами, во время которых погиб и Архимед. Рассказывают. что Марцелл глубоко сожалел о гибели Архимеда и изгнал из армии его убийцу, как человека, заслужившего проклятие.
      На скромной гробнице великого ученого был выгравирован шар, вписанный в цилиндр, так как Архимед впервые доказал, что объем цилиндра, высота которого равна диаметру основания, в полтора раза превышает объем вписанного в него шара. Кроме чертежа на гробнице были выгравированы стихи.
      Существует целая литература, содержащая попытки разгадать, например, способ каким пользовался Архимед, чтобы вычислить весьма точное корень из трех, но все высказанные по этому поводу соображения мало надежны. Он так же впервые нашел приблизительное значение числа Пи и именно его приближением, архимедовым числом, до сих пор чаще всего пользуются на практике. Архимед предвосхитил интегральное исчисление, изготовил механическую модель небесной сферы, на которой можно было наблюдать движение светил. Он сделал множество замечательных открытий в механике, геометрии, арифметике, физике, астрономии, оптике.
      
      При написании своей скромной новеллы я пользовалась главным образом книгой математика Вениамина Федоровича Кагана 'Архимед. Краткий очерк о жизни и творчестве' Государственное изд-во технико-теоретической литературы 1949 год Ленинград, а так же статьями 'Под какой звездой родился Иисус?' (С. Мягков. Журнал 'Наука и Религия' 4, 1991 г.) и 'Химическая свадьба' Христиана Розенкрейца в году 1459' (В. Андреа, журнал 'Наука и религия' 4, 1991 год) , книгой 'Сказания о титанах' Якоба Эммануиловича Голосовкера. и некоторыми историческими справочниками. Вдохновение придало мне созерцание строк Гомера, воспоминания о поездке в Херсонес под Севастополем,, а так же стихотворение, написанное несколько лет назад, когда я вообще не думала сочинять что-либо об Архимеде. Получилось оно случайно, и я сама слегка удивлена была 'поворотом' фантазии в стихе. Однако с тех пор Архимед время от времени приходил в мое воображение - это одна из причин, почему я осмелилась сочинить о нем новеллу. Стих же был напечатан в книге 'Светозарный куст' в 1998 году.
      
      Геометрическое стихотворение (в сокращении)
      
      Лампы печальный круг,
      Прямоугольник стола:
      Где синусоида, друг?
      Что там за кривая пришла?
      
      Звон из шароуглов
      Гуру во мраке бдит:
      Овал штриховал пять слов -
      Квадрат ему не простит!
      
      Геометрический бред:
      Алгебраический дым:
      Прости меня, Архимед!
      Ты против солдат - один:
      
      
    4. Толмачёва Галина (fedora@list.ru) 2003/11/06 11:10
      > > 2.Az
      >Интересно!
      >Особенно понравилось в конце, где Архимед видит сон!
      Благодарю. Я понимаю, что рассказ немного неровный, мне он тоже где-то нравится очень, а кое-где я вижу, что идут вкрапления, блестки просто исторического материала и мои попытки скрепить их в единое целое, но возможно так именно и сочиняются подобные произведения, они же не могут быть плодом лишь свободной фантазии. Безуслоно, в рассказе наверняка есть свои недостатки, которые мне пока не дано увидеть ясно, так как он написан совсем недавно.Иногда мне мистически казалось. что я вижу события и очень отдаленно, но все-таки вижу саму фигуру Архимеда, но возможно это лишь моя экзальтированность и впечатлительность..
      
      
    5. *Клебанова Виктория Леонидовна (victoria100es@yahoo.es) 2003/11/07 15:08
      Вы обозрены:
      
      http://zhurnal.lib.ru/k/klebanowa_w_l/obzer.shtml
      
      :-))))
    6. *Толмачёва Галина (fedora@list.ru) 2003/11/09 11:42
      > > 5.Клебанова Виктория Леонидовна
      >Вы обозрены:
      >
      >http://zhurnal.lib.ru/k/klebanowa_w_l/obzer.shtml
      >
      >:-))))
      Клебанова Виктория Обзор конкурсных рассказов
      40. Дай мне, где стать, и я сдвину Землю
      От восторга хочется просто взвизгнуть - ни дать ни взять, портрет ученого в юности. Потрясающие размышления - вывести Сократа из Аида, показать зеркало Орфею..... Душа радуется, честное слово. Ну всем, всем хорош рассказ. Замечательный борхесоподобный сон о собственной старости. Что бы еще такого сказать? Хочется каждую фразу разобрать и похвалить по отдельности, но опасаюсь переусердствовать....
      И все же... малюсенькое замечание (или скорее, мои собственные сомнения): метафора с Сизифом показалось мне слишком смелой, слишком модернистски смелой для добродушно убежденных в исторической правде мифов греков. Все-таки место Сизифа внизу, так сказать, в преисподней, в наказание за грехи. Могло бы прийти в голову греку сопоставить его функции с гелиосовскими? Хотя сама по себе метафора очень красива.....
      Ответ:
      Уважаемая Виктория, спасибо большое Вам за добрый отзыв. Приятно слышать такое в свой адрес, тем более вызывает уважение то, что хвалит тебя писатель, сам являющийся участником конкурса. Право, вы слишком добрый обозреватель! Особенная благодарность - за критическое замечание. Дело в том что я исключительно трепетно отношусь к правдивости повествования, и как раз не хотела бы вносить ни крупицы отсебятины - того, что не могло бы произойти. Я должна ВИДЕТЬ происходящее, слышать его так же ясно, как я слышала стрекот кузнечиков в траве, когда устав от долгого пути, сидела на мозаичном полу руин Херсонесского храма... Я пишу об Архимеде, потому что когда-то много занималась математикой, алгеброй и геометрией, и Архимед мне просто понятен а, главное, он интересен и вызывает восхищение. Что касается исторических деталей, то я их почерпнула из книг и возможно несколько иногда наспех, потому что насчет Сизифа после ваших слов начала сомневаться. О том, что Боги заставили Сизифа катить камень 'в гору, будто солнце на купол неба' я прочла у писателя и философа Якова Эммануиловича Голосковера, знатока античности, переводчика и комментатора древних текстов. Голосковер называет Сизифа солнечным титаном, обманувшим смерть. 'Боги Олимпа обрекли Сизифа на вечную казнь бесцельным трудом. По отвесному скату катил он в гору огромный камень - не камень, а солнце, не в гору, а в небо, но у самой вершины той горы до неба камень-солнце срывался и летел стремглав к подножью горы.' Признаюсь, я поняла сказание, как одну из побочных версий 'солнечной легенды'. Тем более, что с Гелием древние греки немного чудили. Так они пытались вытеснить его 'солнечным богом из рода Кронидов - Апполоном'. Существовало древнее сказание о низвержении Гелия Апполоном, которое затем заменилось другим сказанием. Теперь я понимаю Вы правы - все-таки основной миф был один. Архимед жил во времена, когда 'исчезновение древнейших сказаний о титанах как о богах и возникновение новых поэтических сказаний, уже связанных с господством Олимпийского пантеона, спутало и сместило ранние и более поздние образы титанов и смысл всего титанического мира, изменившегося до неузнаваемости.'. Но и боги Олимпа уже не сидели на небесах незыблемо. Аристофан уже создал свои комедии, где 'Геракл изображен толстяком и обжорой, а Посейдон глуповатым и нерешительным'. Когда города Эллады подчинились Македонии, Александр Македонский прислал в греческие города гонцов из Египта с требованием признать его богом. Греки решили, что 'если Александр хочет быть сыном Зевса и живым богом, то пусть будет'. Мне хотелось подчеркнуть, что во времена Архимеда (287-212 до н. э.) до рождения Христа оставалось чуть более двухсот лет, и именно такие замечательные, гуманные и благородные личности, как Архимед, предшествовали появлению христианства.
      Что касается опять-таки Сизифа, то делая ссылку на изыскания Голосковера, могу предположить, что Фракийка, для которой греческие боги оставались все-таки чужими и непонятными, могла именно в таком контексте понимать миф о солнечном титане - что он катил камень-солнце. Для рабов тот, кто обречен на бессмысленный труд, ближе того, кто разъезжает на колеснице в блистающих одеждах. Фракийка могла сказать о толковании мифа рабами и упомянуть Сизифа, рассказывая мальчику о Солнце.. Но в начале рассказа, когда мальчик смотрит на закат, он безусловно должен вспомнить титана Гелия. Так что я согласна с Вами (!!!!!!!) и непременно поправлю свой рассказ, а Вы, если будет время заходите взглянуть на новую его редакцию. Еще раз с благодарностью. :0)))))) Галя.
      
      
    7. Клебанова Виктория Леонидовна (victoria100es@yahoo.es) 2003/11/09 12:56
      > > 6.Толмачёва Галина
      >> > 5.Клебанова Виктория Леонидовна
      >>Вы обозрены:
      >>
      >>http://zhurnal.lib.ru/k/klebanowa_w_l/obzer.shtml
      >>
      >>:-))))
      >>Ответ:
      >после ваших слов начала сомневаться. О том, что Боги заставили Сизифа катить камень 'в гору, будто солнце на купол неба' я прочла у писателя и философа Якова Эммануиловича Голосковера, знатока античности, переводчика и комментатора древних текстов. Голосковер называет Сизифа солнечным титаном, обманувшим смерть. 'Боги Олимпа обрекли Сизифа на вечную казнь бесцельным трудом. По отвесному скату катил он в гору огромный камень - не камень, а солнце, не в гору, а в небо, но у самой вершины той горы до неба камень-солнце срывался и летел стремглав к подножью горы.' Признаюсь, я поняла сказание, как одну из побочных версий 'солнечной легенды'.
      
      Мне все же кажется, что интерпретация Голосковера - более современная, так сказать, подрывательно-парадоксальная, в духе модернистких пере-чтений. По моим скромным и смутным сведениям, у греков было очень четкое понятие греха - "гибриса", то есть гордыни, за который, собственно, Сизиф и был наказан. То есть, Сизиф, Тантал и прочие вызывают ассоциацию именно с чем-то "опущенным" :) (в смысле подземного царства, конечно). По крайней мере, у меня. :-)
      >Что касается опять-таки Сизифа, то делая ссылку на изыскания Голосковера, могу предположить, что Фракийка, для которой греческие боги оставались все-таки чужими и непонятными, могла именно в таком контексте понимать миф о солнечном титане - что он катил камень-солнце. Для рабов тот, кто обречен на бессмысленный труд, ближе того, кто разъезжает на колеснице в блистающих одеждах. Фракийка могла сказать о толковании мифа рабами и упомянуть Сизифа, рассказывая мальчику о Солнце.. Но в начале рассказа, когда мальчик смотрит на закат, он безусловно должен вспомнить титана Гелия. Так что я согласна с Вами (!!!!!!!) и непременно поправлю свой рассказ, а Вы, если будет время заходите взглянуть на новую его редакцию. Еще раз с благодарностью. :0)))))) Галя.
      
      Да зачем поправлять? По-моему, это совершенно не принципиально. Я не думаю, что кроме меня, кто-нибудь из читателей обратит на это внимание. Просто использование именно такой метафоры вызывает раздумья и, как на мой взгляд, придает Вашему рассказу метаисторический, вневременной оттенок. Но это вовсе не есть плохо. Ведь сон Архимеда - это тоже скачок сквозь время....
      
      Удачи на конкурсе. :-))))
      >
      >
      
      
    8. Vic (big-sig@yandex.ru) 2003/11/10 21:05
      Галя, с огромным удовольствием прочла этот рассказ. Мне кажется, он получился очень интересным и с психологической, и с исторической точки зрения.
      Вот только список кораблей ведь был, кажется, в "Илиаде", а не в "Одиссее", разве нет? :-)
      И еще - можешь исправить повтор "я слишком люблю играть с сестрами и другом Милоном, плавать в море, играть..."
      и вот тут:
      "огромная сфера и другие шары словно приближалась и крутилась" - приближались и крутились ведь нужно.
      Кстати, сон - это да, это особенно, по-моему, удачное место в рассказе! Во всяком случае, кульминация - определенно!
    9. Березин Алексей Викторович (marapathan@yahoo.com) 2003/11/10 22:25
      Ну, Галина, Вы меня так легко раскололи насчёт моей профессии, что сразу стало как-то грустно, что, прочитав пару моих стихотворений, умный человек сразу видит, что их писал технарь, а не поэт.
      В силу вышеизложенного не могу подвергнуть Ваш рассказ грамотному литературному и, тем более, историческому анализу, а с точки зрения рядового обывателя, простого, как говорится, американского налогоплательщика, хочется сказать, что он мне очень понравился, и единственное, чего, на мой взгляд, в нём не хватает, это второй, третьей, четвёртой, и т.д. глав, так интересно всё начиналось и сразу кончилось.
      Требую продолжения банкета!
      А серьёзно, собираетесь ли Вы развить эту тему, ведь, судя по отзывам, рассказ понравился не только мне, но и кое-кому из серьёзных ребят, близко знающих предмет?
      Хотелось бы услышать томно-предыхательное 'да!' и пожелать дальнейших творческих успехов!
      С уважением
      Алексей
      
    10. *Толмачёва Галина (fedora@list.ru) 2003/11/11 12:02
      > > 8.Vic
      >Галя, с огромным удовольствием прочла этот рассказ. Мне кажется, он получился очень интересным и с психологической, и с исторической точки зрения.
      >Вот только список кораблей ведь был, кажется, в "Илиаде", а не в "Одиссее", разве нет? :-)
      >И еще - можешь исправить повтор "я слишком люблю играть с сестрами и другом Милоном, плавать в море, играть..."
      >и вот тут:
      >"огромная сфера и другие шары словно приближалась и крутилась" - приближались и крутились ведь нужно.
      >Кстати, сон - это да, это особенно, по-моему, удачное место в рассказе! Во всяком случае, кульминация - определенно!
      
      Насчет Илиады, то я сначала так и написала, но мне из самым добрых побуждений посоветовали исправить на Одиссею, и вообще я глянув повнимательнее на рассказ вдруг, как говорил Булгаков, "с ужасом понимаю, что напечатал черновик"... Вообще Гомера надо перечитать, но там столько грустного, что я не могу себя заставить это сделать. Список кораблей когда-то помню читала в метро, в поезде и как раз успела прочесть до середины, как в стихах Мандельштама говорится. Ехала рядом тогда с одним начитанным( в отличие от меня самой :-)))))))) знакомым поэтом, он и раскрыл книгу по дороге...
      
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"