Порфирьев Аверьян Аверьянович : другие произведения.

Комментарии: Музыкальные заморочки
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Порфирьев Аверьян Аверьянович
  • Размещен: 16/09/2006, изменен: 05/01/2010. 10k. Статистика.
  • Статья:
  • Аннотация:
    Небольшое исследование некоторых заморочек классической музыки.

  • Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (3): 1 2 3
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    01:31 "Технические вопросы "Самиздата"" (230/3)
    01:30 "Форум: все за 12 часов" (319/101)
    23:27 "Форум: Трибуна люду" (976/8)
    17:02 "Диалоги о Творчестве" (249/3)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    01:46 Nazgul "Магам земли не нужны" (887/17)
    01:43 Олейник М.И. "В канун конца света" (4/3)
    01:40 Детектив-Клуб "Арена детективов-8: Результаты " (41/31)
    01:39 Павлова Т. "Скажи мне, кто твой друг" (1)
    01:37 Чваков Д. "В расход" (8/7)
    01:33 Шульгин Н. "66 сонет Шекспира" (36/1)
    01:32 Баталова Н.М. "Приключение пчёлки Дуси" (54/1)
    01:31 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (230/3)
    01:22 Нейтак А.М. "Пирожки и порошки" (148/1)
    00:55 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (934/8)
    00:44 Темежников Е.А. "В С Эпира 400-233 до н.э" (1)
    00:38 Козлов И.В. "Принимаются стихотворения " (88/14)
    00:31 Баламут П. "Ша39 Бронетанковая" (428/8)
    00:07 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (224/48)
    00:06 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (625/6)
    00:05 Сезин С.Ю. ""Красный призрак" и "Белые " (1)
    00:00 Ролько Т., Юрцва "Принудительная геометрия Вселенной" (129/1)
    23:53 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (222/3)
    23:52 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (281/16)
    23:51 Родривар Т. "Случайный попутчик" (389/1)

    РУЛЕТКА:
    Дикий
    Я пришла на тихий
    Книга о вкусных
    Рекомендует Ковальчук А.Ю.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108572
     Произведений: 1671061

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    28/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Абакумова Е.Б.
     Абрашова Е.А.
     Айа Э.А.
     Афанасьев И.С.
     Бархол Е.
     Баянова Н.А.
     Белолипецкий А.В.
     Биньковская А.А.
     Богатырёв Р.
     Булгакова И.В.
     Вильгельми А.В.
     Винокур И.
     Волк А.
     Галевская Г.
     Гаркавый В.А.
     Глушин А.В.
     Глыбина В.А.
     Гришко В.Р.
     Деева А.Н.
     Дженкинс К.
     Дорошенко И.Э.
     Дэльз С.В.
     Жгутова-Полищук В.
     Жук Т.А.
     Измайлов К.И.
     Казарян К.С.
     Климарев И.В.
     Климова Л.В.
     Кобзева Е.А.
     Коломиец Е.А.
     Коскина Т.
     Ксандер В.
     Луканина Е.В.
     Макарова А.А.
     Мамедова Л.Р.
     Морозов С.В.
     Мосиенко Ю.В.
     Нино
     Орлова Я.С.
     Павлов О.А.
     Первушина Т.В.
     Першина Л.П.
     Печенкина Л.В.
     Писакова С.Э.
     Пугнин Ю.В.
     Пугнин Ю.В.
     Риш К.
     Родионов М.В.
     Ройтберг В.И.
     Романенко Г.В.
     Роуг Л.
     Свидерский С.В.
     Сереброва Э.
     Симдянкин Е.Ю.
     Сиюткина Е.В.
     Собенков Р.И.
     Сокова Н.В.
     Суворов А.М.
     Сэй А.
     Сэр С.С.
     Толстокулакова И.Г.
     Федишин В.Е.
     Храмцова А.
     Чарторыжская А.
     Черевков А.С.
     Чмелёва Л.А.
     Шах Ю.
     Ярмолинская А.Л.
     Ariashari
     Eeshka
     Nutik
     Rabbit L.
     Richmund T.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    19:11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    11:40 Низовцев Ю.М. "О необходимости присутствия "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    25/11 Небов К. "Потерянный ключ от забытой "
    25/11 Пен-Пен "Я - Секретный Босс среди мобов!"
    54. Аверьян Порфирьев 2010/01/05 02:39
      > > 50.vsm
      >Ключевое слово - "европейский авангард". А вовсе не вся на свете "музыкальная культура". То есть в определенном движении (в определенном направлении) авангарда это сочинение стало крайней точкой. И фсё :).
      
      А вот здесь не соглашусь. Европейская музыка это и есть вся музыка в мире. По крайней мере, последние лет эдак шестьсот, начиная от Машо. Или чего такого есть на Востоке, что не позаимствовала у него Европа? Вот на Востоке полно белых пятен. И понятия Вы сужаете. Что значит "в определенном направлении", когда речь шла о так называемой бездушности, и мелодической мертвенности по общей сути своей? Конечно, это было точкой в музыке. С точки зрения технических возможностей инструмента, а не замысла человека. Мысль безгранична, с этим никто не спорит.
      
    53. *Аверьян Порфирьев 2010/01/05 02:07
      > > 52.vsm
      >ОК, больше не буду :).
      
      Отчего же? Мне всегда интересно поговорить с такими понимающими в музыке людьми, как Вы. Хотя я Вас лично и не знаю. Заходите, спорьте, комментируйте, буду только рад.
      
    52. vsm 2007/05/16 01:48
      ОК, больше не буду :).
    51. Порфирьев Аверьян Аверьянович 2007/05/14 20:09
      > > 50.vsm
      >Интервал - это расстояние (звуковысотное) между двумя нотами.
      >Там освобождение от ладовых и ритмических закономерностей, там оперирование плотностью-разреженностью звуковой ткани, там много чего... скушного и здесь неуместного :).
      
      Уважаемый Всеволод! Вы правы. Какой ужас! Потребитель продуктов массовой культуры прочитает вышеизложенное и никогда не захочет это слушать, он повесится. Вы хорошо подкованы, должно быть, как минимум, музыкант, но не думаю, что стоит так скрупулезно к этому относиться, ведь помимо профессиональных терминов (далеко не всем понятных), всегда остается и традиционное значение слов. Более того, мне известны музыканты, которые не то, чтобы разбираться в тонкостях теоретической системы, они даже не слышали кто такой Стравинский. Как тот таксист из анекдота: 'Стравинский? А что есть такой композитор?'. И при этом играют вполне приличную кельтскую музыку в вполне приличных заведениях. Так что, не парьтесь.
      
      ЗЫ.: Целью данного сочинения не является обучить публику теории композиции. Упаси Боже (даже если б я ее знал)! Это всего лишь попытка рассказать, поставить в известность читателя о существовании альтернативы.
      
    50. vsm 2007/05/13 01:32
      >Надеюсь, я достаточно полно Вам ответил.
      Да, спасибо.
      >Хорошо, следует ли из этого, что Бах никакого отношения к совр. нот. грамоте не имеет?
      Э-э... не знаю, что из чего следует, но в области нотации И. С. Бах никаких новшеств не вводил. Нотная запись вообще где-то века с 16-го имела вполне привычный нам вид. И, кстати, Бах не выдумывал также и темперацию. Он просто одним из первых использовал ее возможности в своих циклах Хорошо темперированного клавира.
      Насчет интервалов - теперь Ваша мысль понятна, но слово "интервалы" здесь никак не подходит. Интервал - это расстояние (звуковысотное) между двумя нотами. Они могут не получаться у певцов или инструменталистов (когда трудно "попасть", точно перейти с одной ноты на другую), но, пожалуй, интервалы - это единственное, что не может представлять никаких проблем для дирижера :). Вы, видимо, имеете в виду ритмические сложности "Весны", а также трудность запоминания материала - это да, есть.
      Про пуантилизм тоже стало яснее, но все-таки из того, что "звуки чередуются с паузами", не следует, что "длительность пауз берется за основу". С тем же успехом за основу в пуантилизме берется и длительность звуков... и вообще, не про то он, пуантилизм этот. Там освобождение от ладовых и ритмических закономерностей, там оперирование плотностью-разреженностью звуковой ткани, там много чего... скушного и здесь неуместного :). А не просто "звуки-паузы".
      За цитатку про Булеза спасибо. Прояснилось, что за "точка" такая :). Ключевое слово - "европейский авангард". А вовсе не вся на свете "музыкальная культура". То есть в определенном движении (в определенном направлении) авангарда это сочинение стало крайней точкой. И фсё :).
    49. Аффтар 2007/05/12 19:03
      > > 48.vsm
      Здравствуйте Всеволод!
      >Ноты никогда не обозначались цифрами
      Хорошо, следует ли из этого, что Бах никакого отношения к совр. нот. грамоте не имеет?
      >Далее, по поводу "одного аккорда" в "Весне священной" - был бы Вам очень благодарен за ссылку на упоминаемый Вами текст.
      Ссылки на данную тему, к сожалению, не могу отыскать.
      >И про "интервалы, с которыми не справляются дирижеры" - совсем не понятно.
      Что же тут непонятного? Речь идет об 'обманных' интервалах нацелено сбивающих слушателя, а, следовательно, и исполнителя с привычного ритма. Проще: "ты думаешь, оно сейчас будет, а оно и не сейчас вовсе". Вы же не станете отрицать, что подобные приемы усложняют восприятие, такой материал труднее запомнить, а, следовательно, и исполнить труднее?
      >Про пуантилизм:
      >Я так понимаю, что как раз испортил еще один эффект? Но что же мне было делать, если принцип "за основу берется не длительность нот, а длительность пауз" никак не отражает сути пуантилизма и не видно, откуда бы он вообще мог взяться?
      Дело не в эффекте. Это чистая логика. Если не брать во внимание значение паузы, то грань между звуком-'точкой' и звуком-'линией' весьма шатка. Посему 'точечность' музыки Веберна также весьма условна, если не сказать спорна. Имхо.
      Теперь, цитата: 'Пуантилизм - метод построения музыкального произведения в современном искусстве, где музыкальная фраза собирается из чередующихся с различными по длине паузами звуков'. Популярная библиотека знаний. Музыка, стр. 522, изд. Рипол Классик, 2002 год.
      Разве это не дает основание полагать о значимости длительности паузы?
      >Ну как, вообще-то, принципиально.
      Хорошо. Пусть каждый останется при своем мнении.
      >Про "Структуры" Булеза:
      >Так а в чем существо-то? В эффектности фразы про "точку на поприще музыкальной культуры"(тоже, кстати, хорошо бы узнать источник этой "точки")?
      Привожу цитату из книги В. Холоповой. На сей раз дословно: 'Именно Булез создал произведение, обозначившее крайнюю точку в движении европейского авангарда, дальше которой музыка уже не пошла, - 'Структуры 1' для двух фортепьяно, с полным конструктивистским предварительным расчетом и устранением всяких человеческих эмоций'. В. Холопова 'Композитор Альфред Шнитке', стр. 72, изд. 'Аркаим', 2003 год.
      
      Надеюсь, я достаточно полно Вам ответил. Очевидные ляпы исправлю.
      
    48. vsm 2007/05/12 12:01
      Уважаемый автор (Аверьян Аверьянович?), теперь, вроде бы, стала яснее цель Вашего текста. Конечно, Вы не преследовали просветительских целей и, видимо, решили просто обыграть данную тему и по возможности развлечь почтенную публику. Как видно из отзывов публики, Вам это удалось вполне.
      К сожалению, мне резанула глаз некоторая, как уже было сказано, приблизительность сведений. Вы совершенно правильно заметили, зацепило.
      Не думаю, что неточности прямым образом связаны с художественным своеобразием.
      Также не вполне понял, какие замечания для Вас - по сути, а какие нет.
      Ну-с, по второму кругу, если позволите.
      >>Гвидо Аретинского отделяет от И. С. Баха лет эдак 600.
      >>И что с того? Это не аргумент.
      Хорошо, для "либо Гвидо, либо Бах" - не аргумент. Но вот Ваш ответ предыдущему оппоненту:
      >>Я имел в виду не изобретение нот, как таковых, а смену их обозначения: с цифр на современные ноты.
      Ноты никогда не обозначались цифрами (только в неакадемических направлениях 20 века появились индексы-цифровки - но это, скорее, от незнания нот и необязательности их точной фиксации). Был вспомогательный способ свободной нотации гармонических последовательностей (17-18 вв.) - генерал-бас, но с уходом эпохи импровизаций он уступил место точной записи нотного текста.
      Далее, по поводу "одного аккорда" в "Весне священной" - был бы Вам очень благодарен за ссылку на упоминаемый Вами текст. Что имел тут в виду Стравинский, не зная контекста произнесенной фразы, понять трудно. В любом случае, утверждение "ВС построена на одном аккорде" вызывает крайнее недоумение у всякого, кто, зная, что такое "аккорд", хоть раз слышал эту вещь, не говоря уж о том, что видел ноты. Впрочем, если в этом и заключается художественный эффект - тогда простите за занудство.
      И про "интервалы, с которыми не справляются дирижеры" - совсем не понятно. То есть эта фраза практически лишена смысла (на мой, возможно, не искушенный в литературных тонкостях взгляд).
      Про пуантилизм:
      >>Ну вот, теперь Вы все исправили
      Я так понимаю, что как раз испортил еще один эффект? Но что же мне было делать, если принцип "за основу берется не длительность нот, а длительность пауз" никак не отражает сути пуантилизма и не видно, откуда бы он вообще мог взяться?
      >>А ну-ка очень усложнено?
      Полноте, Вы действительно хотите здесь увидеть лекцию по "теории и практике" этой композиторской техники? С нотными примерами? :)
      Про 4' 33":
      >>Ах, ну это в корне меняет дело! Сие же так принципиально!
      Ну как, вообще-то, принципиально. Одно дело, когда пианист делает вид, что играет (ударяет по клавишам), то есть как бы изображает то, чего на самом деле нет, другое - когда он ничего не изображает, делает в точности то, что мы и наблюдаем, не маскирует и не имитирует исполнительский процесс...
      Кроме того (это к делу уже не относится), представьте, какой это труд - снять все струны у рояля...
      Про "Структуры" Булеза:
      >>"Структуры" Булеза написаны в технике тотального сериализма, только и всего. Никакой эсхатологии :).
      >>И что здесь по существу?
      Так а в чем существо-то? В эффектности фразы про "точку на поприще музыкальной культуры"(тоже, кстати, хорошо бы узнать источник этой "точки")? Но в этом смысле гораздо фатальнее та же 4'33"... Возможно, в свое время или в каком-то особом контексте "Структуры" и показались "точкой", но в целом это "просто тотально детерминированное произведение", где конструкция становится смыслом. Почему бы не побыть ей смыслом? Почему что-то другое (кстати, что? ;) ) может быть смыслом музыки, а структура звуковой ткани - нет?
      
      А вообще-то, конечно, к чему это я все... Так, очень уж в глаза бросилось кое-что... Думаю, что и ни к чему тут всякие поправки и вникания, не те задачи у Вашего текста...
      В общем, извиняйте, если что зря сказал... авось, и впрямь кому-нибудь пригодится :).
      С уважением, Всеволод.
      
    47. Аффтар 2007/05/11 16:32
      > > 46.vsm
      Эка Вас зацепило! Наверно, часто экзаменуете?
      Сие писано автором по памяти и на скорую руку, посему огрехи и обкаки не отрицаются, перепроверять и переписывать нет желания, но покумекать в коменах можно.
      >Ничего себе "либо"! Гвидо Аретинского отделяет от И. С. Баха лет эдак 600.
      И что с того? Это не аргумент.
      >Неужели?! На каком, если не секрет?
      В каком-то из биографических очерков, по-моему, у В. Варунца, не дословно: 'Стравинский, демонстрируя (до премьеры) Дягилеву сие произведение, наигрывал на фортепьяно один и тот же аккорд, сообщив, что так будет до конца', но, да, не суть важно. Конечно, я знаю, что в непорочно зачатой действительности этого нет и, ДАЖЕ, слышу, но зачем портить художественное своеобразие педагогическим занудством?
      >То есть, им предлагают, а они отказываются? А что значит "не справляются с его интервалами"? Они поют их, что ли, эти интервалы?
      Да, они говорят, зарплата маленькая, мы лучше в Макдоналдс пойдем.
      >Звиняйте, конечно, но это совершенная чепуха. За основу в пуантилизме берутся совсем не паузы, а также не какие-либо отдельные параметры звучания.
      Да, ну? Ну вот, теперь Вы все исправили и грешники, сбитые с пути истинного и введенные в заблуждение, прозреют. И ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
      >Пуантилизм, если очень упрощенно - техника письма звуковыми "точками".
      А ну-ка очень усложнено?
      >Вовсе нет. Никаких снятых струн и ударов по клавишам. Пианист подходит к обычному роялю, поднимает крышку и сидит указанное время, ничего не делая. Слушает реакцию публики :). Потом встает и кланяется.
      Ах, ну это в корне меняет дело!
      Сие же так принципиально!
      Мура она и есть мура.
      Перефразировав Андре Моруа.
      >??? Не может такого быть! Культура же все еще продолжается, вродя... "Структуры" Булеза написаны в технике тотального сериализма, только и всего. Никакой эсхатологии :).
      И что здесь по существу? Или лишь бы ...?
      
      
      
      Покорнейше благодарю за 'разъяснения'! Ровно видите гон, да кому это... хотя, авось кому и пригодится.
      
      
    46. vsm 2007/05/09 03:26
      Живенько-то оно, конечно, живенько, но очень уж приблизительно.
      b>Я имел в виду не изобретение нот, как таковых, а смену их обозначения: с цифр на современные ноты. По моим данным это сделал либо Гвидо, либо Бах./b
      Ничего себе "либо"! Гвидо Аретинского отделяет от И. С. Баха лет эдак 600. Да, это он первым применил праобраз современной музыкальной нотации. Цифры же никогда не заменяли ноты - это был метод нотации "цифрованного баса", использовавшийся наряду с нотной записью. Бах его вовсе не упразднял. Генерал-бас ("цифрованный бас") сам по себе свернулся со временем. Позже Баха. Потом возродился в джазовой нотации.
      b>"Весна священная" построена на всего лишь одном аккорде как таковом./b
      Неужели?! На каком, если не секрет?
      b> Некоторые дирижеры даже отказываются исполнять это сочинение, так как не справляются с его интервалами./b
      То есть, им предлагают, а они отказываются? А что значит "не справляются с его интервалами"? Они поют их, что ли, эти интервалы?
      b>Изобрел точечную технику, где за основу берется не длительность звуков, а длительность пауз./b
      Звиняйте, конечно, но это совершенная чепуха. За основу в пуантилизме берутся совсем не паузы, а также не какие-либо отдельные параметры звучания. Пуантилизм, если очень упрощенно - техника письма звуковыми "точками".
      b>Джон Кейдж (1912-1992) "4 минуты 33 секунды". Буду краток. Суть сочинения такова: на сцену выходит пианист, садится за рояль со снятыми струнами, открывает ноты и РОВНО 4 минуты и 33 секунды ударяет по клавишам./b
      Вовсе нет. Никаких снятых струн и ударов по клавишам. Пианист подходит к обычному роялю, поднимает крышку и сидит указанное время, ничего не делая. Слушает реакцию публики :). Потом встает и кланяется.
      b>Пьер Булез (р.1925) "Структуры". Данное сочинение поставило точку на поприще мировой музыкальной культуры/b
      ??? Не может такого быть! Культура же все еще продолжается, вродя... "Структуры" Булеза написаны в технике тотального сериализма, только и всего. Никакой эсхатологии :).
      Ну и так далее, позаморочено немало, в общем :). Явно слышали звон, но... как там дальше...
    45. Порфирьев Аверьян Аверьянович (porfirieff@rambler.ru) 2006/12/14 19:21
      > > 44.Урби Орби Кенстут
      Как сказано, даже возразить нечего.
      
    Страниц (3): 1 2 3

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"