Каринберг Всеволод Карлович : другие произведения.

Комментарии: Эссеистика, Возвращенные Метафизики (Зорин Иван Васильевич) или мироощущение, как мировоззрение
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Каринберг Всеволод Карлович (tigena_1@mail.ru)
  • Размещен: 23/08/2004, изменен: 01/09/2006. 8k. Статистика.
  • Статья: Литобзор
  • Аннотация:
    Прошлое - это сон, по поводу которого мы рефлекcируем, т. е. мыслим, гуманитарная составляющая которого равна нулю - ни на что она повлиять не может. Этот сон привнесла в нас Культура, с ее представлениями о миропорядке.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Литобзор (последние)
    02:41 Козлов И.В. "Про Коллективный сборник лирической " (98/10)
    01:11 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (935/1)
    00:29 Стадлер Н.В. "Сп-24 Обзор финалистов номинации " (12/11)
    17:55 B "Бесплатная рецензия на платное " (3/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    02:26 "Технические вопросы "Самиздата"" (233/3)
    02:26 "Форум: все за 12 часов" (342/101)
    00:14 "Форум: Трибуна люду" (18/17)
    19:00 "Диалоги о Творчестве" (255/6)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    02:41 Козлов И.В. "Про Коллективный сборник лирической " (98/10)
    02:32 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (293/69)
    02:26 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (233/3)
    02:10 Тюлин Д.Ю. "Мамихлапинатапай" (17/2)
    01:52 Суханов С.В. "Что нового" (3/2)
    01:51 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (599/13)
    01:46 Баламут П. "Ша39 Бронетанковая" (450/22)
    01:45 Деляновская М.Н. "Шехина" (11/1)
    01:30 Безбашенный "Запорожье - 1" (58/18)
    01:13 Залесский В.В. "A plan (based on radio-information) " (1)
    01:01 Абрамова Т.Е. "Волна" (6/2)
    00:54 Ковалевская А. "Драконалёт "Архитектура осени"" (502/4)
    00:40 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (628/3)
    00:32 Софинская О.А. "Переводчик" (2/1)
    00:29 Стадлер Н.В. "Сп-24 Обзор финалистов номинации " (12/11)
    00:28 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (668/10)
    00:28 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (316/35)
    00:11 Трушников В.В. "Блицкриг: Миф или реальность? " (83/2)
    00:06 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (39/1)
    23:57 Буревой А. "Чего бы почитать?" (883/3)

    РУЛЕТКА:
    Проект Альверон
    Если бы я был вампиром
    Заметил это в январе
    Рекомендует Бтум А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108580
     Произведений: 1671191

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    29/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Авраменко Т.Г.
     Алимов А.С.
     Алмаз А.
     Алтунин В.В.
     Анаста Г.
     Арав Р.
     Ас Д.
     Атаев Р.Т.
     Балашов Л.
     Бика К.
     Булатникова Н.В.
     Бусленко И.В.
     Бычков В.Н.
     Власенко Т.С.
     Вязьмина А.
     Гейгер Е.П.
     Гончарова Е.А.
     Граф М.
     Григорьянц И.Р.
     Григорян Р.
     Гутман А.В.
     Денисов А.С.
     Деточкин
     Довыдовский К.С.
     Дунев С.В.
     Илькевич Д.М.
     Кабанчук В.С.
     Каравка Я.И.
     Карнатовская А.С.
     Катериничев И.Е.
     Кашинский Д.В.
     Колесниченко Е.И.
     Колесов С.Г.
     Кравченко А.
     Кривцун К.
     Кузминский А.
     Лесовская М.Ю.
     Летушова Н.
     Либерт К.
     Лобанов В.
     Ляшенко А.
     Майлз С.Л.
     Минькова Н.В.
     Наоми К.Б.
     Невский А.А.
     Новиков В.В.
     Пересвет А.В.
     Пляж Л.
     Побережный А.Н.
     Позин А.И.
     Полещук А.В.
     Розакова А.Д.
     Романович Д.
     Русканд А.
     Ручко Л.
     Сельская Л.
     Семух Г.
     Середа С.
     Смирнов Е.С.
     Смирнова С.Н.
     Солдатенко Т.Н.
     Сурганова Н.В.
     Тасрка
     Уколов В.А.
     Уранова Р.
     Федорцова А.А.
     Филиппов Н.С.
     Хранитель Т.
     Шарапов А.М.
     Шестакова Е.
     Шумирр
     Ярга А.
     D. M.
     Luckman W.
     Pro100 M.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    28/11 Низовцев Ю.М. "О необходимости присутствия "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    5. *Каринберг Всеволод Карлович (tigena_1@mail.ru) 2009/05/11 19:37 [ответить]
      > > 4.Наталья
      
      >Только и скажу в завершение - как это Вы собственное утверждение о примате генетических детерминант опровергли своим недавним постом в разделе комментариев у Чуксина? Я глубоко задета. Простите.
      
      Наталья, современный европейский психологический анализ творчества происходит от психиатрического, от Юнга и Фрейда. Причем Фрейд придумал свою теорию онтологического развития сознания (супер-Эго человека), прекрасно понимая её как рабочую парадигму, и не утверждая её истиной - просто пытаясь вывезти психиатрию на дорогу фактов и опыта.
      Творчество И.В.Зорина столь обширно, что требует пристального исследования. В гениальном рассказе "Сын Человеческий" предсказано собственное мироощущение... В моей же, этой статье, я не пытаюсь исследовать этологическую составляющую его творчества.Он сам признает, что всё человеческого сознания - метафора, Ничто. Т.Е. погряз в социологической точке зрения, где Любовь потеряла этическую составляющую, а т.к. примата физиологии в психологии он отвергает с брезгливостью, и то поиск "истины" - заканчивается...
      Есть прямые указания молекулярной генетики, что чувство "запаха", древнейшее по происхождению, на молекулярном уровне непосредственно влияет на РНК репродукцию, и далее на клеточные процессы, минуя даже "инстинкт" (instinctus. лат. -побуждающий. как предосположенность реагировать определенным способом на воздействие извне.)
      
      
    4. Наталья (plawskaja.lag@mail.ru) 2009/05/10 13:04 [ответить]
       Добрый день, уважаемый Всеволод Карлович!
      
      Возможно, Вы абсолютно правы по поводу "мироощущения" в ущерб "мировоззрению" и все Ваши дальнейшие сентенции не только логичны, но вполне психологичны и верны (и красиво озвучены, хоть в рамку со звёздами - без тени иронии, мне очень понравились), но вот в этом психологическом пласте и кроется заковыка, о которой мыслю Вас спросить.
      
      То что вы здесь озвучили, я бы назвала экзистенциально-онтологическим анализом, есть ли такой термин - не знаю, но он на несколько порядков выше психологического, или так - психологический анализ восходит к нему в высших своих уровнях, и в этой основной части эссе Ваше великолепно.
      Однако ж, пропев вдоволь заслуженных дифирамбов, хочу обратить внимание Ваше на некоторое, но существенное противоречие в речах Ваших.
      
      Насколько я поняла - вы настаиваете, и я в огромной степени разделяю эти Ваши посылы, на генетической детерминации строя психики.
      Если это верно, то несомненно и то, что продукт этой нашей с Вами психики также детерминирован (и вероятностные решения - суть варианты детерминант)- то бишь наши поступки, выборы, интерпретация воспринимаемой действительности, а также образ и чувствование себя в ней.
      
      Постараемся как можно корректнее обойти искушение анализировать личность пишущего (ещё раз повторюсь, что признаю большую часть правоты Вашей), но не забудем так же, что писателю приходится творить инструментом собственной психики, а здесь значительно, порою почти тотально, влияет собственное содержание сознания, самосознания.
      Чем более осознающим себя является человек - тем менее проективны его образы.
      Как-то тут вспоминается история, рассказанная то ли Суриковым, могу ошибиться, о том, как Лев Толстой, приходивший навещать его больную, умирающую жену, изводил ту своим пристально изучающим взором настолько, что она взмолилась к мужу с просьбой больше не пускать к ней писателя. Это ли в том числе цена гениальных произведений? Случай этот так запал ко мне в душу, что с тех пор, как услышала, восприятие этого колосса мысли неизменно амбивалентно.
      
      Отвлеклась, но для дела. Часто произведение являет собой ряд как осознаваемых, так и неосознаваемых проекций писателя, а образы отчасти можем рассматривать как субличности (в терминах психосинтеза как одной из теорий личности).
      
      Переживая кризис - а он, как Вы понимаете, не обязательно протекает в чётко означенные сроки, а уж такие рефлексивные прежде всего люди, как писатели (поэты) не всегда даже изживают этот кризис в течение своей жизни - иногда сам кризис их изживает (и Ленский, простите за банальность, а возможно и примитивную пошлость - это одна из субличностей и вероятностей для автора, увы - трагически исполнившаяся).
      
      Не будем вменять пишущему человеку во грех задачу собственного самопреодоления (Достоевский гениально нам это вывернул наизнанку, себя).
      Я смотрю на это, как психолог. Написанное писателем - отражение процесса, тем более внутреннего, чем больше обращено к проблеме личности, индивидуальности и её отношению с миром. Но это отражение сегодняшнего человека, живущего в эпоху стремительного сгущения информационного пространства - как если бы звезда наша в одночасье стремительно стала превращаться в звезду-карлика (такое бывает? я с физикой и астрономией не дружу), для которой следующее воплощение не что иное, как антиматерия, ибо уже некуда сжиматься.
      
      То есть картина мира, которую мы имели, идиллическая, пусть и написанная в жанре наивного искусства (ну, пусть не идиллическая, пусть не у всех - согласитесь, нескольким трезвым и недовольным было уже оттого жить легче пусть даже и в попираемом, но предсказуемом мире, что они были яркими в своём протесте, а когда все - на баррикадах? Слово правды уже не посеешь - все накалены этой правдой до предела, а иные - плюнули и заткнули уши), ну так вот - картина мира была уравновешена, и это банальная на сегодня истина.
      
      И чем сензитивнее человек, тем сильнее затронуло его это землетрясение. И новую картину создать - не получается, и увязать происходящее - только множеством законов социальных и психологических - не получается, синтез нужен, анализ без него тонет.
      А синтеза и вокруг нет.
      Поэтому миры Зорина - не иллюзорны вовсе, они - слепок, действующая модель социального в том числе и прежде всего, бреда, который одновременно - наша действительность. Скажите - нет?
      
      Возможно, в масштабе одной индивидуальной социальной жизни или корпоративной группировки это не так, но живём - не на Луне, толстосумы наши оттого отдыхать на всякие там Сейшелы и Крушавили и едут, чтобы создать идиллическую картину мира, потому что зрячему даже из окон великолепного лимузина, я думаю, всё видно и тошно, а деньги тут - не компенсация.
      
      И теперь опять о том, о чём хотела написать на самом деле - о генетике, в которой тоже ни бельмеса не смыслю.
      Психосоматическая медицина давно обратила внимание на то, что соматические процессы могут значимо влиять на сознание и отражаться в нём посредством ассоциативных связей, образов.
      То есть цепочка - клеточный процесс - ощущение - ассоциация - образ.
      Писатель создан из таких же клеток, пардон.
      Я хочу сказать, что болезнь И.В., возможно, носит системный характер (дай Бог, чтобы не так, ну, или на обменном уровне ощущения), а потому в настроении образов отражались, возможно (только возможно) и проблемы соматического здоровья.
      Честно говоря, я опасаюсь, что всё это на 95% правда, но в беседе с Вами не настаиваю.
      Только и скажу в завершение - как это Вы собственное утверждение о примате генетических детерминант опровергли своим недавним постом в разделе комментариев у Чуксина? Я глубоко задета. Простите.
      
    3. Лерман Олег Михайлович (olegler@inbox.ru) 2005/07/03 18:20 [ответить]
      
       Здравствуйте, Всеволод!
      
       То, что небытие первично для человека - не вызывает каких-либо противоречий, а жизнь как отсрочку от смерти можно рассматривать принимая за основу краткий промежуток времени разового человеческого существования в одном теле. Но неужели разумная энергия (Универсум) настолько неэкономична, что, создав такое высокоразвитое существо как человек, использовать его только однажды в течение шестидесяти-семидесяти оборотов Земли вокруг Солнца? Неужели человек - одноразовое изделие и Универсум настолько примитивен? Даже человек с его ограниченным восприятием не хочет с этим согласиться. Жизнь по человеческим меркам представляется бесконечной, в ней происходят вполне определённые процессы с множеством воплощений. В представлении - родился, жил, умер - она действительно не имеет какого-либо смысла. Это больше похоже на копошение червей в бочке.
       Не могу согласиться с тем, что свободы воли нет, т.е. нет свободы выбора. Человек делает выбор постоянно. Сначала в чувствах, мыслях, затем проявляя свой выбор на физическом уровне в социуме. Не стану говорить о полной свободе выбора, эта тема не ясна и скрыта. Но живущий человек волен выбирать себе любую судьбу, это единственная свобода, которой мы располагаем - свобода выбора.
       Все больше любят говорить об общих понятиях: о мире, обществе, стране, морали, этике. Но сделали ли эти разговоры хоть одного человека счастливее? Как это ни банально, но начинать надо всё же с себя. Без чёткого понимания своего отношения с миром и умения помочь самому себе все разговоры о добре и зле останутся схоластическими и бесполезными. Чем меньше человек зависит от социума и паразитических фантомов (эгрегоров), тем большей свободой выбора он обладает.
      
       С уважением,
       Олег
      
    2. Каринберг Всеволод Карлович (daosi@rol.ru) 2005/07/01 06:53 [ответить]
      > > 1.Березина Елена Леонидовна
      О том, почему я, предпочитая название "МИР, ПРИРОДА", не возражаю, если эту систему кто-либо захочет назвать "божественной" - в моей работе "Космо- и Тео-логии или тест на божественность".
      >
       Посмотрю обязательно. А по поводу метафизики - меня больше волнует другая вселенная -в нас самих, она такая же зыбкая для нашего наблюдения как и мир явлений.
      
    1. Березина Елена Леонидовна (elena@berezin.org) 2005/06/30 17:25 [ответить]
      >>Притягивать метафизику зарвавшегося человека ко Вселенной - это ли не глупость?
      
      И с этим Вашим тезисом я вполне согласна. :)) С моей точки зрения, в мире нет ничего сверхъестественного. Миру, как целостной, а потому - двойственной - физической системе не нужен создатель. Мир существует вечно, циклически, представляя собой попеременно то сгусток энергии, в момент Большого Взрыва, то - развивающиеся из этой энергии миры-антиподы, сопряженные по закону СПТ-симметрии. Земная жизнь - тонкая струйка антиэнтропийных процессов, возникшая при нелинейном развитии подсистемы, получившей первоначальный энергетический толчок. По завершении развития антиподов - очередной БИГ БАНГ(КРАНЧ), и так - "ад инфинито". О том, почему я, предпочитая название "МИР, ПРИРОДА", не возражаю, если эту систему кто-либо захочет назвать "божественной" - в моей работе "Космо- и Тео-логии или тест на божественность".
      Благодарю за предложенный для прочтения текст,
      всего доброго,
      Е.
      

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"