Кузнецов Бронислав : другие произведения.

Комментарии: "Три девицы под окном", "Ветер по морю гуляет": Образы бессознательного в сказках Пушкина
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com)
  • Размещен: 28/05/2019, изменен: 29/05/2019. 89k. Статистика.
  • Эссе: Критика
  • Аннотация:
    Второе место на конкурсе "Фантастический Пушкин"-2019 (СК-8,5) в номинации "Эссе"
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Критика (последние)
    08:17 Эханик М. "1. Фантастические графоманы " (64/2)
    22:30 Нейтак А.М. "Музыка и клипы" (272/1)
    17:38 Левин Б.Х. "Собибор - продолжение Исхода" (7/1)
    15:05 Темежников Е.А. "Монгольская империя. Что известно " (6/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    08:28 "Диалоги о Творчестве" (248/7)
    08:27 "Форум: все за 12 часов" (289/101)
    23:48 "Форум: Трибуна люду" (968/20)
    23:18 "Технические вопросы "Самиздата"" (227/4)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    10:37 Детектив-Клуб "Арена детективов-8: Результаты " (14/5)
    10:36 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (651/14)
    10:33 Ив. Н. "29 ноября" (1)
    10:33 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (272/40)
    10:31 Гончарова Г.Д. "Твое... величество!" (356/12)
    10:31 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (621/3)
    10:28 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (686/17)
    10:21 Николаев М.П. "Телохранители" (95/8)
    10:21 Велигжанин А.В. "Гомер. Одиссея. Песня одиннадцатая" (36/8)
    10:19 Максимова Н.С. "Как я выжил будем знать только " (1)
    10:13 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (37/7)
    10:09 Князев Ю. "Сонет реке Оттер" (6/1)
    10:02 Масленникова Е.С "Зачем нужен психолог?" (1)
    09:53 Фирсанова Ю.А. "Кира и К: радуга на запястье" (330/6)
    09:51 Карман В.Г. "Разделённые временем" (42/1)
    09:43 Коркханн "Угроза эволюции" (866/41)
    09:41 Никитин В. "Чего хочет Бог?" (3/1)
    09:32 Винников В.Н. "Стихи писать я не умею по " (1)
    09:24 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (831/14)
    09:20 Чваков Д. "Последний артефакт" (3/2)

    РУЛЕТКА:
    Дикий
    Я пришла на тихий
    Книга о вкусных
    Рекомендует Ковальчук А.Ю.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108572
     Произведений: 1671061

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    28/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Абакумова Е.Б.
     Абрашова Е.А.
     Айа Э.А.
     Афанасьев И.С.
     Бархол Е.
     Баянова Н.А.
     Белолипецкий А.В.
     Биньковская А.А.
     Богатырёв Р.
     Булгакова И.В.
     Вильгельми А.В.
     Винокур И.
     Волк А.
     Галевская Г.
     Гаркавый В.А.
     Глушин А.В.
     Глыбина В.А.
     Гришко В.Р.
     Деева А.Н.
     Дженкинс К.
     Дорошенко И.Э.
     Дэльз С.В.
     Жгутова-Полищук В.
     Жук Т.А.
     Измайлов К.И.
     Казарян К.С.
     Климарев И.В.
     Климова Л.В.
     Кобзева Е.А.
     Коломиец Е.А.
     Коскина Т.
     Ксандер В.
     Луканина Е.В.
     Макарова А.А.
     Мамедова Л.Р.
     Морозов С.В.
     Мосиенко Ю.В.
     Нино
     Орлова Я.С.
     Павлов О.А.
     Первушина Т.В.
     Першина Л.П.
     Печенкина Л.В.
     Писакова С.Э.
     Пугнин Ю.В.
     Пугнин Ю.В.
     Риш К.
     Родионов М.В.
     Ройтберг В.И.
     Романенко Г.В.
     Роуг Л.
     Свидерский С.В.
     Сереброва Э.
     Симдянкин Е.Ю.
     Сиюткина Е.В.
     Собенков Р.И.
     Сокова Н.В.
     Суворов А.М.
     Сэй А.
     Сэр С.С.
     Толстокулакова И.Г.
     Федишин В.Е.
     Храмцова А.
     Чарторыжская А.
     Черевков А.С.
     Чмелёва Л.А.
     Шах Ю.
     Ярмолинская А.Л.
     Ariashari
     Eeshka
     Nutik
     Rabbit L.
     Richmund T.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    10:30 Низовцев Ю.М. "On the necessity of a person "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    25/11 Небов К. "Потерянный ключ от забытой "
    25/11 Пен-Пен "Я - Секретный Босс среди мобов!"
    25/11 Петри Н.З. "Колесо превращений. Книга "
    24/11 Jackallionravenv "Омен Iv: Возбуждение"
    24/11 Бородин С.А. "Родославия"
    19. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/08/02 00:49 [ответить]
      > > 18.Странник Стелла
      >Добрый день, Бронислав! Как же глубоко вы вспахали этот пласт земли!
      Здравствуйте, Стелла!
      Да уж, что говорится Лукоморье обязывает)))))
      >Я тоже было подумывала об этом конкурсе, но так и прошла мимо.
      Действительно жаль. Он подходит вам по мироощущению, как мне кажется.
      Но есть надежда, что станет ежегодным - орги над этим работают.
      >Поздравляю со вторым местом! Эссе заслуживает большего.
      Спасибо за поздравление. У меня на этом колнке ещё рассказец играл. Про окно в Европу)
      >Извините, до крупной прозы доползти уже не могу, даже в своем разделе не успеваю сделать обновление.
      Всё понимаю! Особенно, когда пишешь не просто крупную, а особо крупную, такое понимание - основа вменяемости автора.
      И да, ждём новое ваше!
      >Удачи!
      Взаимно!
      
      
    18. Странник Стелла (stella.strannik@mail.ru) 2019/07/28 11:55 [ответить]
      Добрый день, Бронислав! Как же глубоко вы вспахали этот пласт земли!
      Я тоже было подумывала об этом конкурсе, но так и прошла мимо.
      Поздравляю со вторым местом! Эссе заслуживает большего.
      Извините, до крупной прозы доползти уже не могу, даже в своем разделе не успеваю сделать обновление.
      Удачи!
    17. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/07/15 19:13 [ответить]
      > > 16.Панченко Григорий Константинович
      >См. здесь комм 116: http://samlib.ru/comment/s/sk85/pravila
      Ага. Спасибо, понял.
      Переправляю на второе место)
      
      
    16. *Панченко Григорий Константинович (panchenko2002@list.ru) 2019/07/15 18:25 [ответить]
      См. здесь комм 116: http://samlib.ru/comment/s/sk85/pravila
    15. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/07/07 00:53 [ответить]
      Судейский отзыв с конкурса "Фантастическиий Пушкин"-2019.
      
      Отзыв Григория Панченко
      http://samlib.ru/p/panchenko_g_k/sk85.shtml
      
       Кузнецов Бронислав "Три девицы под окном", "Ветер по морю гуляет": Образы бессознательного в сказках Пушкина"
       Переусложнено: место этому эссе как раз на конкурсе фантастики. Я вообще не люблю, когда у АСП начинают искать глубокие мистико-конспирологические корни: хотя бы потому, что сказки его и "страньше", и откровенно фантастичней, и местами даже страшнее на самом деле - но связано это с совершенно иными моментами, ан масс довольно простыми. См. в "Мой дядя самых честных правил" коммы 49 и 55.
      
      Приложение: отсылки автора отзыва на свои коммы по сказкам Пушкина в другой теме.
      Здесь)http://samlib.ru/comment/s/sk85/voprosy?PAGE=2
      
      Комм 49.
      49. *Панченко Григорий Константинович ([email protected]) 2019/05/19 22:22 ответить
       > > 48.Ковалевская Александра Викентьевна
       >> > 47.Панченко Григорий Константинович
       >> Причем кое-что не без фантастики
       >
       ...
      
       http://roscon.convent.ru/archives/2015/program : см. "Златая цепь царя Салтана". А впрочем, приведу самоцитату:
      
       ...Вопрос о том, кто такая "бабка Бабариха", родная она мать или приемная и, самое главное, чья она мать, Пушкиным на разных этапах решался едва ли не противоположным образом. В конце концов образ "старшей царицы" все же был переброшен в другую сказку.
       ...Первая замена "чудесного животного" (вместе с деревом) поневоле заставляет вспомнить пресловутый анекдот: "Да что ж я, кота от белки не отличу?". Однако по сравнению со второй заменой она выглядит просто верхом реалистического мышления. Золотые скорлупки там тоже сыпались, но вы даже не представляете, из-под чьих зубов!
       ...Когда тридцать (тридцать три? двадцать девять?) морских витязей вступают в первый контакт с князем Гвидоном - чувствуется, что он с трудом удерживается от того, чтобы не проговориться: "Ребята, а ведь вы вообще-то братья не царевны Лебедь, но мои: мертвые братья из параллельной реальности... Стоп, не будем превращать сказку в хоррор!".
       ...Все иллюстраторы традиционно изображают царя Салтана (с учетом его, мягко говоря, не очень умных поступков) бородатым простаком средних лет. А так ли? Вспомним-ка, что творилось со временем даже в финальном варианте, не то что в предварительных (особенно первом из них!). Человек, который говорит не пускающим его женщинам: "Кто я, царь или дитя?", а потом вскакивает с трона, топает ножкой и демонстративно хлопает дверью - он и вправду производит впечатление такого уж взрослого, даже если успел перед этим сбегать на войну? Когда уже на острове Буяне царь "глядит и узнает" - то кого он, собственно, узнает? Не в лицо ли своего сына он глядит, как в зеркало? И если да - то кто из них в этот момент старше?
      
       И т. п. Я на РосКонах уже много лет подряд провожу семинары по пушкинской фантастике. В т. ч. и сказки там... Они гораздо фантастичнее и вообще "страньше", чем кажется с первого взгляда.
      
      
      Комм 55.
      55. *Панченко Григорий Константинович ([email protected]) 2019/05/20 12:02 ответить
       > > 54.Ковалевская Александра Викентьевна
       >> > 51.Панченко Григорий Константинович
       >>> > 50.Ковалевская Александра Викентьевна
       >>У них часто совсем иная мотивация, чем может показаться. Например, Балда - это вообще-то скорее тоже черт, отбывающий аналог "двушечки" (во всяком случае, исходный, еще не олитературенный сюжет был именно таков - и Пушкин кое-что от него осознанно сохранил). А уж в чем был его интерес и достиг ли он его - это отдельный сюжет...
       >
       >Григорий Константинович, не впадайте в ересь постмодернизма, не переписывайте матрицу :-)))) то, что вы говорите - перепевы пушкинской темы, тематическая литигра,
      
       Ан нет. Я как раз сам не люблю "переписывания матрицы", поиска у Пушкина всяческих тайноведческих и конспирологических мотивов. Но тут другое: фольклорный прототип, "зародыш" той истории. В некоторых случаях мы знаем пушкинские черновики, точнее, просто записи первоначальных сказок (считается, что со слов Арины Родионовны, на самом деле это не факт, хотя и возможно). В случае с "Царем Салтаном" это именно так - и есть возможность проследить эволюцию замысла (там еще пара промежуточных версий сохранилась), в связи с чем я и привел те цитаты из доклада: абсолютная фантастика! В случае с "Балдой" мы черновиков не знаем, но сюжет-первоисточник "поп и работник" известен, он распространен прежде всего в польско-литовских краях, АСП из тех преданий регулярно черпал сюжеты... и, если честно, это я еще привел польско-"литвинский" сюжет, в котором к некому работодателю (не обязательно священослужитель, но обязательно "славный трофей") нанимается некий работник со сверхспособностями, который на самом деле - проштрафившийся демон, которому надо отработать свое правонарушение и выслужиться, иначе его не пустят обратно в "егоный" мир. Как уж он решает эту проблему - тут есть варианты: иногда добивается своей цели (когда оказывается, что его работодатель на самом деле праведник "ряженый", а не истинный), иногда нет (в таких случаях, бывает, остается в "нашем" мире, где "шеф" его не может достать), иногда обходным путем действует (переслав к "шефу" не самого работодателя, а других персон). Но это еще цветочки: тот вариант, который не "литвинский"-белорусский, а "литовский"-жемойтский, вообще чудовищно страшен - и, к счастью, от него у АСП только легкая тень заметна. По-видимому, Пушкин с этим вариантом как таковым не был знаком, а эта тень пришла через "примесь" к литвинской версии, с которой соседствовала еще в народном творчестве.
      
       Прототип "Золотого петушка" еще заковыристей: он литературный - пришел из "Альгамбры". В основе одного из ее вставных эпизодов, может, и лежит арабская сказка, а может, Вашингтон Ирвинг ее выдумал - но литературно переосмыслил он ее точно, так что у АСП второе олитературивание м переносом на совсем иной квазифольклорный субстрат.
      
       >и совсем необязательно Пушкинский замысел :-))))
      
       Да, его замысел проходит длинную эволюцию от первоисточника. Иногда видна вся цепочка "недостающих звеньев", но порой она до нас не дошла.
      
       ...
      
       Кстати, по паре записанных сюжетов АСП литературные сказки так и не создал - но я бы и сам не рискнул, и другим современным фантастам не посоветовал попробовать их олитературить.
      
      
       >Балда вообще явление: в то время писать такое! ...
      
       Ну, положим, в Европе аналогичные сюжеты уже в эпоху Просвещения ходили, да и в отечественом фольклоре поп занимал примерно то же место, что полковник или завмаг - в анекдотах "эпохи застоя". Так что у Пушкина, имхо, восхищает нечто иное: он очень скупыми средствами на крайне небольшом пространстве изобразил "иной мир", самодостаточный, очень многокомпонентный, с внутренними законами, лишь частично явленными читателям - но в них веришь. Сильнейший контраст с неосмысленной эклектикой собствено крестьянских сказок, однорядной плоскостью лубка - и романтическим плетением многих современников, даже великих, таких, как Жуковский. Потомкам тоже, мягко говоря, не всегда удавалось - даже по методу, не говоря о литературной форме.
      
       Условно говоря, тут аналогия - толкиновская фантастика, по сравнению с распространенными в то же время и раньше текстами "про эльфов, драконов и волшебников".
      
      ...
       >
       >>Да я бы сказал, что "настоящие люди в невероятных обстоятельствах", романтика отношений, героика - это литературные категории XIX в. А Пушкин в своих сказках уходит от них в противоположные стороны - и назад, и вперед. В результате получается мощная и жутковатая фольклорная фэнтези неведомого "параллельного мира", которая при детском (и взрослом "наивном") чтении как бы скрывается в лубочных покровах. Среднестатистический читатель обычно даже не осознает, что даже финал этих красочно-светлых сказок в большинстве своем реально мрачен. В "Царе Салтане" это максимально замаскировано, но вообще-то я так и вижу, что происходит после финальных строк: царь Салтан, лет 18-ти от роду, радостно отмечает воссоединение с семьей, которую считал потерянной, не очень смущаясь тем обстоятельством, что сын ему теперь ровесник, и тем более не замечая, что пышные краски окружающей действительности отдают виртуалом. А наутро он просыпается - и видит, что лежит на пустынном островке, где никакого города нет и в помине. Вообще ничего нет. Идет по берегу - и натыкается на полусгнившие остатки огромной бочки. А в ней два скелета: женский и младенческий...
       >
       >Приличное фентези. Мрачность я не люблю, но идея разворачивания русской сказки в такое ЛитРПГ сама по себе интересна :-))))
      
       Сказка вообще внеморальна (и это в лучшем случае). В записи сюжета, сделанной пушкинской рукой, присутствует, между прочим, такой эпизод: молодая царица родила 30 прекрасных младенцев с серебряными руками и серебряной звездой во лбу - и одного с золотыми и золотой. Вот его-то и посадили в одну бочку с ней, а остальных - в другую бочку. А потом царица, спасенная, на острове Буяне льет слезы по остальным своим детям - и ее первенец догадывается, как их выманить из моря: "А сцеди-ка ты, матушка, грудное молоко, я на нем замешу лепешку и положу на берегу" (ведь прошли считанные дни после родов - ребенок же рос "не по дням, а по часам"!). Вот на запах они и выходят. Причем тот старик, что с ними - это не "командир", а "надзиратель", он следит, чтобы они не подались на соблазн остаться на суше, и злобно гонит их от запаха материнского молока... и на второй раз тоже гонит... а на третий они приходят уже без него: видать, замочили "дядьку Черномора".
      
       То-то и оно, что народный сюжет в чистом виде очень разбросан, причудлив и "бессовестен", так что при олитературивании его приходится трансформировать. Вопрос только - как...
       >
       ...
    14. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/07/02 11:28 [ответить]
      > > 13.Найвири
      >> > 12.Кузнецов Бронислав
      
      >Вот об этой: "статья Рождественского и Чепы о личности Бояна".
      Здорово, если вдруг найдёте. Но глубоко местное укроиздание (3-х или 4-х Костюковских чтений самого начала 2000-х), без обязательного интернет-сопровождения - не мудрено и не сыскать, к сожалению.
      >
      >>Дык снаружи древо терракота. Никакая мысь не уцепится (шутка).
      >Ну-у, от ваятеля, скажем прямо, зависит ))
      >Мож там сучки и задоринки по всей, ээ, высоте.
      >Из глины сами знаете, чего вылепить умудрились некоторые. Пожелали потом, да поздно.
      Угу. Сперва пожелали, потом пожалели)))))))
      >
      
    13. *Найвири 2019/07/02 02:07 [ответить]
      > > 12.Кузнецов Бронислав
      >Там не статья - книжища!
      Вот об этой: "статья Рождественского и Чепы о личности Бояна".
      
      >Дык снаружи древо терракота. Никакая мысь не уцепится (шутка).
      Ну-у, от ваятеля, скажем прямо, зависит ))
      Мож там сучки и задоринки по всей, ээ, высоте.
      Из глины сами знаете, чего вылепить умудрились некоторые. Пожелали потом, да поздно.
      
      >А что так?
      Тащузь. Как тот уж - по стекловате)
      Тема интересна.
      
      >Эта статья из двух слеплена. Хотя одна продолжение другой, но шов там виден.
      Не мешает ни чтению, ни восприятию, во всяком случае.
    12. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/06/30 22:07 [ответить]
      > > 11.Найвири
      >> > 10.Кузнецов Бронислав
      >>Могу ли сам преломить? Дык - спрашиваете!!! !) Преломил бы, но нужен повод засесть.
      >Было бы здорово прочесть. Ломайте уже)
      Прямо "уже" не обещаю, но в копилку поводов ваше пожелание непременно внесу))))
      >"Казни" ваши забираю в ридер. Аннотация привлекательна.
      Спасибо за доверие)
      Кстати, это - самое политическое из моего научного.
      >
      >>Чем Буслаев в виду вашего вопроса особенно полезен - идеей о природных (птичьих, звериных и т.д.) образах как о выразителях психических состояний.
      >Спасибо, что напомнили.
      Они с Афанасьевым в этом вопросе антиподы. Тот считал, что наших предков жутко волновало объяснение природы, а психические аналоги им служили подспорьем. А по Буслаеву, природа, взятая безотносительно к внутренней жизни им была просто неинтересна.
      
      >Серякова записываю, статью поищу.
      Там не статья - книжища! И в ней много интересных идей о древнеславянском мировоззрении.
      >
      >>"Мыслью по древу" - это же лихачёвская конструкция.
      >Хорошая конструкция, даже в устойчивые обороты выбилась и вона сколько уже здравствует. А мысь обытовленная какая-то.
      Дык снаружи древо терракота. Никакая мысь не уцепится (шутка).
      >Сейчас читаю его "Поэзию садов". Думаю, как не разбить лоб в процессе)
      А что так?
      >
      >з.ы. А эту статью расширять планируете? Ну, в смысле: добавлять другие тексты АСП.
      Эта статья из двух слеплена. Хотя одна продолжение другой, но шов там виден.
      Если историю написания припомнить - всё началось с чтения сказок Пушкина маленькой старшей дочери. Читал и истолковывал по ходу дела. Имея в виду: когда-нибудь напишу статью.
      Когда подошло когда-нибудь, я понял, что материал разрастается. А там ещё на юнгианскую статью набрёл - почти о том же. В общем, сколько-то лет пролежала недописанной, но волевым усилием я к ней вернулся. Ужал рассмотренную часть текста до половины сказки, вывел в мир. Ну а там уж осталась вторая часть - для завершения гештальта. В неё я сгрузил остальные мысли и отпустил на следующий год.
      
      Я к тому, что эта работа - по внутреннему ощущению, завершена.
      Что, разумеется не значит, что из Пушкина не стартуют какие-то новые замыслы)
      
      
      
    11. *Найвири 2019/06/30 16:15 [ответить]
      > > 10.Кузнецов Бронислав
      >Могу ли сам преломить? Дык - спрашиваете!!! !) Преломил бы, но нужен повод засесть.
      Было бы здорово прочесть. Ломайте уже)
      "Казни" ваши забираю в ридер. Аннотация привлекательна.
      
      >Чем Буслаев в виду вашего вопроса особенно полезен - идеей о природных (птичьих, звериных и т.д.) образах как о выразителях психических состояний.
      Спасибо, что напомнили.
      Серякова записываю, статью поищу.
      
      >"Мыслью по древу" - это же лихачёвская конструкция.
      Хорошая конструкция, даже в устойчивые обороты выбилась и вона сколько уже здравствует. А мысь обытовленная какая-то.
      Сейчас читаю его "Поэзию садов". Думаю, как не разбить лоб в процессе)
      
      з.ы. А эту статью расширять планируете? Ну, в смысле: добавлять другие тексты АСП.
    10. *Кузнецов Бронислав (br.kuznetsov@gmail.com) 2019/06/28 09:56 [ответить]
      > > 9.Найвири
      >Вечер добрый, Бронислав.
      Приветствую, Найвири!
      >Второй раз читаю - и опять с удовольствием. Это как заново Проппа открыть, Афанасьева или "Золотую ветвь": вовлекает.
      Спасибочки. Самому писать было интересно, отсюда такой эффект)
      >И да, при всей научности текст живой; автор не доклад озвучивает, а беседует с читателем (ну, или наивный читатель хочет верить, будто он хоть частично при делах)).
      Ну дык не всё научное скучно,
      опять же, и не всё, что скучно, научно.
      Вовлечение читателя - да, предполагалось. Создавалось как пара докладов на конференциях, которые предполагались к озвучиванию - а я, признаться, не люблю озвучивать по памяти то, что уже написано)
      > Где-то порядок слов обратный, где-то Гвидон "со страдальческой миной" бродит. А студенты, вероятно, бродят у дверей аудитории, ждут ваших лекций )) Плюс ещё там были вкрапления типа "сеттинга" и "мониторинга". Освежает.
      У меня он и в устной речи часто обратный. Думаю, это как раз влияние речи письменной)
      
      Со студентами - да по-разному бывает. Как отношения сложатся.
      >
      >Конечно, в первую очередь, образ Моря привлек. Хоть оно и
      >>широко известный архетипический образ, связываемый с тотальностью бессознательной стихии,
      >было познавательно.
      Да,в море особенно много Юнга и его друзей.
      >
      >Очень интересно о функциях (инсекто)трансформации пишете.
      О двух типах трансформации - это ещё Пропп. Но он, в соответствии со своими чисто филологическими задачами - психологически не-дотолковывает. Остаётся чуток усилить, сыскать место в новом контексте... Но вектор всё же от Проппа.
      >
      >Вопрос чуть в сторону от Пушкина.
      >*Это Найв удачно зашел*
      >В "Слове о полку Игореве" герои, причем не только враждебные, завоеватели, преображаются: то волком серым скачут, то в горностаев перекидываются свободно, в соколов, еще в кого-то. Уж и оборотничество оно, и метафора, и остатки тотемизма (я про статьи в тему). А вот через призму коллективного бессознательного... Не подскажете, кого почитать можно? Наверняка, есть исследования. М.б., ваши?
      
      Вот чтоб прям через эту самую призму - так, вроде, никого ещё не читал. Могу ли сам преломить? Дык - спрашиваете!!! !) Преломил бы, но нужен повод засесть.
      
      А так о Слове - в плане подготовке к преломлению -
      первым долгом перечёл бы, чего нашёл, из русских филологов 19 в. - Потебню, Веселовского, Буслаева.
      Чем Буслаев в виду вашего вопроса особенно полезен - идеей о природных (птичьих, звериных и т.д.) образах как о выразителях психических состояний.
      
      Ясное дело, не обойти Лихачёва.
      Хотя и у него находят кой-какие ошибки, указывающие на возможность более тонкого понимания памятника.
      "Мыслью по древу" - это же лихачёвская конструкция.
      А ныне склоняются к идее, что по дереву мысь бегала, то есть белка.
      
      Привлёк бы ещё труд Серякова о Голубиной книге.
      Там как раз есть о понятии "мати" как сущностном начале разных классов существ.
      Индрик-зверь - всем зверям мати.
      Стрефиль-птица - всем птицам мати.
      И т.д.
      Чтобы в кого перевоплощаться, так без обращения к мати фиг получится!
      
      О психологических работах -
      Вспомнилась вот статья Рождественского и Чепы о личности Бояна, но разыскать её, небось, затруднительно, а ни одной идеи оттудова в памяти не сохранилось.
      
      Как-то этак.
      
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"